- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Новые призывы ООН о гуманитарном содействии Йемену

Начало года ознаменовалось новыми алармистскими высказываниями представителей гуманитарных организаций ООН по Йемену в связи с неуклонно деградирующей ситуацией в этой стране. На сегодня гуманитарный кризис в Йемене классифицируется ООН как «худший гуманитарный кризис за последние 50 лет», что нужно сказать соответствует истине. За четыре года затяжного кризиса в Йемене было убито 10 тысяч человек, более 50 тысяч получили ранения, а число внутренне перемещенных лиц достигло 3 млн человек. При этом, с 2015 года ВВП Йемена сократился на 42%, что эквивалентно финансовым потерям в размере 33 млрд долларов.

Несмотря на колоссальные финансовые вливания со стороны доноров, военно-политический кризис в стране после убийства в начале декабря 2017 года бывшего президента А.А.Салеха продолжил и далее обостряться. Это привело к ухудшению гуманитарной обстановки и росту числа голодающих до беспрецедентных отметок. Закрытие в ноябре 2017 года Саудовской Аравией доступа регулярных поставок морским путем гуманитарной помощи по линии международных организаций, последовавшее как ответ на ракетную атаку хоуситами аэропорта Эр-Риада и частично разблокированное впоследствии, играло и продолжает играть весьма негативную роль в общем процессе. Дело в том, что такая блокировка де-факто не позволяет гуманитарным организациям оказывать полноценную помощь, к тому же в оперативном порядке, чего требует ситуация. В частности, чинимые Саудовской Аравией задержки в поставке срочной продовольственной помощи и медикаментов уже привели к новым неоправданным потерям среди гражданского населения вследствие голода и болезней.

Последняя статистика гуманитарных индикаторов в Йемене говорит сама за себя. По данным Управления ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), по состоянию на 18 января 2018 года 76% йеменцев (22 из 29 млн человек) нуждаются в гуманитарном содействии. Прирост только за последние шесть месяцев составил 1.5 млн человек. При этом, в категории нуждающихся – более 11 млн детей. Наряду с этим, по данным УКГВ, порядка 8.4 млн йеменцев находятся в повышенной зоне риска – им угрожает массовый голод (famine). Эта цифра также увеличилась значительно, достигнув на начало января 8.4 млн человек. Прирост с 2017 года составил 1.6 млн человек.

Кроме того, к началу 2018 года стало понятно, что купировать самую масштабную на сегодня в мире эпидемию холеры в Йемене также пока не удается. С апреля 2017 года число заболевших стремительно росло и сегодня превысило психологическую отметку в 1 млн человек. При этом, по данным Международного Комитета Красного Креста, более 2 тысяч человек уже погибло в результате эпидемии.

Возможностей для быстрого разрешения политического кризиса и затухания военного конфликта пока не видно, что накладывает весьма неясные перспективы на скорое разрешение гуманитарной ситуации в Йемене. Очевидно, что в контексте общей региональной ситуации, Йемен с учетом внутреннего раскола продолжит служить ареной противостояния Саудовской Аравии и Ирана и одной из главных площадок для обкатки гибридной войны. В то же время, в начале января 2018 года появились некоторые подвижки на гуманитарном фронте, позволяющие повысить эффективность гуманитарного содействия и обеспечить более широкий доступ гуманитарных организаций к населению, нуждающемуся в срочном содействии. Речь идет о достигнутой с Саудовской Аравией договоренности о поставках в йеменских порт Ходейда четырех мобильных грузоподъемных кранов, закупленных США по линии Всемирной продовольственной программы для налаживания логистической цепочки. Установка этого оборудования в порту Ходейда, через который проходит до 70% гуманитарных поставок для населения Йемена, позволит значительно ускорить разгрузку и распределение гуманитарных грузов, что вселяет определенную надежду.

Повышенное, приоритетное внимание доноров и гуманитарного сообщества ООН к этой проблеме является важным индикатором и позволяет рассчитывать на устойчивое финансирование йеменской гуманитарной операции. В частности, в начале января с.г. ООН приняла принципиальное решение о выделении по линии Центрального фонда чрезвычайного реагирования (ЦФЧР) рекордного в истории этого фонда взноса в размере 50 млн долларов на оказание интегрированного, комплексного содействия йеменцам в 27 регионах с наиболее высоким риском начала эпидемии голода, а также в районах, где наблюдается новая эскалация военного конфликта. Разумеется, для общих расходов ООН на гуманитарные нужды в Йемене, превысивших в прошлом году 1.6 млрд долларов США, эти средства как капля в море. Однако в контексте ограниченных внутренних ресурсов ООН такое решение является показательным и демонстрирует высокие обязательства и приоритетное внимание ООН к йеменской проблеме. Что касается донорского финансирования, то начало года уже отметилось рядом новых заявлений от доноров о наращивании этих усилий. В частности, Саудовская Аравия заявила о выделении 2 млрд долларов непосредственно на нужды Центрального банка йеменского правительства. О новых донорских взносах в начале января объявили Канада и Норвегия. Очевидно, что на старте года, в самой обозримой перспективе, следует ожидать новой донорской конференции по Йемену для мобилизации дополнительных финансовых ресурсов. Предыдущее глобальное мероприятие по Йемену, проведенное в апреле 2017 года, помогло мобилизовать более 1 млрд долларов США на поддержку гуманитарной деятельности ООН в Йемене.

На предстоящую перспективу, гуманитарное сообщество в Йемене сфокусирует свои усилия на четырех важнейших направлениях:

Первое. Защита гражданских лиц, включая усилия по сохранению и восстановлению разрушаемой масштабно в ходе вооруженного конфликта гражданской инфраструктуры (школы, рынки, больницы, транспортные узлы и дороги);

Второе. Меры по предотвращению коллапса базовых услуг и институтов, в том числе механизмов социальной защиты, коммунальных и санитарных служб. С 2016 года дефицит государственного бюджета вырос до беспрецедентных масштабов, что привело к реальному дефициту ликвидности и прекращению финансирования ряда оперативных служб. Также возникли перебои с выплатой заработной платы в госсекторе. Благодаря адресному гуманитарному содействию сейчас предпринимаются срочные меры чтобы заполнить хотя бы некоторые из этих пробелов.

Третье. Усилия по обеспечению элементарного выживания большей части населения Йемена. Статистика говорит сама за себя – 18 млн человек нуждаются в продовольственном содействии, 16 млн – в доступе к питьевой воде и санитарным услугам, 16.4 млн – в доступе к услугам здравоохранения.

Четвертое. Восстановление средств к существованию, экономической активности и работы частного бизнеса в стране. Задача долгосрочная, но имеющая также важнейшее значение в гуманитарном контексте, поскольку без реанимации экономики и обеспечения занятости, деградация гуманитарной ситуации будет продолжаться и шансов на избавление от зависимости от гуманитарных поставок извне будет очень и очень немного. Важная роль в этой задаче отводится аграрному и рыбному сектору, которые в совокупности обеспечивали до кризиса рабочие места для 54% населения и служили основным источником дохода для 73%.  По оценкам ООН, около 26% компаний частного сектора свернули свою деятельность в Йемене с марта 2015 года, при том что остальные сократили свою деятельность на 55% и более. Сельское хозяйство также сильно пострадало от конфликта: под воздействием выросших вдвое цен на топливо и соответствующего удорожания расходов на ирригацию, воду и электричество, многие фермеры вынуждены были свернуть свою деятельность. С марта 2015 года около 40% фермеров покинули свои земли, большая их часть мигрировала за пределы Йемена либо в более безопасные районы страны. Соответственно, перед гуманитарным сообществом стоит важнейшая задача обеспечить полноценное восстановление аграрного сектора и возвращение фермеров обратно.

Думается, что ключ к решению поставленных выше гуманитарных задач лежит в военно-политической плоскости. Озабоченность гуманитарного сообщества ООН и новая волна алармистских заявлений в начале 2018 года обоснованы и должны служить направляющим сигналом для глобальных участников йеменского конфликта. Очевидно, что без разрешения военного конфликта и политического примирения, перспективы которого в обозримом будущем не просматриваются, все усилия и инвестиции гуманитарных организаций и доноров будут низкоэффективными. Йемен на сегодня признан крупнейшим гуманитарным кризисом в мире, возникшем по вине человеческого фактора и именно там следует искать пути его решения.