- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Продолжается сближение Ирана и ХАМАСа

В ходе протестных акций в Иране в конце декабря прошлого – начале января нынешнего 2018 г. повсеместно  выдвигались требования прекратить поддержку палестинских террористических организаций, таких как ХАМАС (аббревиатура арабского сочетания  Харака мукавама исламийя  — Движение исламского сопротивления), «Исламский джихад» и др. Однако, судя по всему, вряд ли следует ожидать серьезных изменений на этом направлении.  Более того, последние заявления как иранских, так и палестинских деятелей свидетельствуют о том, что контакты между Ираном и этими палестинскими военно-политическими  структурами поднимаются на новую ступень. Как сообщили на днях иранские СМИ, избранный в прошлом году на эту должность председатель Политбюро ХАМАСа Исмаил Хания выразил благодарность верховному лидеру Исламской Республики Иран аятолле Али Хаменеи за  «помощь иранского народа и его ценные указания». Интернет-сайт офиса А.Хаменеи написал, что в письме, которое И.Хания направил в адрес аятоллы, он сделал акцент на том, что «заговор мировой деспотии против Кодса (арабское и персидское название Иерусалима  — В.М.) и палестинской нации с целью  уничтожения Газы как центра сопротивления  принимает более значительные объемы». «Другими целями.- врагов, продолжил глава политического органа ХАМАСа, — является прекращение борьбы против сионистского захватчика и нормализация  отношений Израиля со странами региона».

В другой части письма  глава ХАМАСа заявил от имени всего «стойкого народа Палестины», что высоко оценивает стабильную позицию Исламской Республики в «вопросах Палестины и Кодса», ее поддержку сопротивления народа Палестины, всевозможную и разностороннюю помощь, поступающую от Ирана. В этой связи отметим, что США, Израиль, ряд других стран Запада относят ХАМАС и «Исламский джихад» к террористическим организациям и постоянно осуждают Иран за оказываемую им поддержку.  Иран, со своей стороны, определяет эти палестинские организации как национально-освободительные структуры исламского толка. Иранский Корпус стражей исламской революции (КСИР) в своем заявлении, опубликованном  в конце июля, заявил о себе как главном и стратегическом опекуне  палестинской интифады.  Еще ранее временный имам-хатиб Соборной мечети Тегерана аятолла Казем Садики заявил в пятничной проповеди, что Ирану следует взять целиком на себя «вооружение палестинского народа». Всего неделей ранее американский президент Д.Трамп назвал иранский режим крупнейшим государством-спонсором мирового терроризма, активно и эффективно обеспечивающим нужды всех известных террористических организаций. Именно Иран, добавил Трамп, готовит пополнение для этих организаций и взял на себя задачу их вооружения. Доказательством этого можно считать  тот факт, что Али Саиди, личный представитель аятоллы Али Хаменеи в КСИР,  выступая недавно в провинции Семнан и определяя в своей речи «мероприятии ИРИ в деле изменения мест грядущих боев в ближневосточном регионе» сказал, что если бы в Газе не было иранских ракет «Фаджр-5», поставка которых туда началась в 2012 г., ситуация в Секторе была бы сегодня совсем иной, а «враги уже покончили бы с сопротивлением на этой территории». Кстати, это первое официальное заявление иранского представителя о поставках в Газу иранской ракетной техники, которое, кстати, было немедленно опровергнуто председателем парламентского Комитета по национальной безопасности и внешней политике Алаотдином Боруджерди. Известно, что во время израильской антитеррористической операции в Газе летом 2014 г. ракеты этой иранской модификации летели из сектора в израильские поселения и города, в том числе в Иерусалим и Тель-Авив. Именно об этом говорил недавно министр обороны Израиля А.Либерман, демонстрируя остатки снарядов, запущенных из Газы по населенным пунктам еврейского государства. На снарядах имелись фабричные отметки об их производстве в Иране в 2008 г.

В этой связи отметим, что нынешний лидер ХАМАСа в цитируемом письме аятолле Али Хаменеи  подверг резкой критике США и руководителей ряда арабских стран за то, что они не только не хотят способствовать решению палестинской проблемы и занимают капитулянтскую позицию перед Израилем, но и хотели бы нормализовать с ним  отношения, одновременно углубляя конфронтацию с Ираном и обостряя настроения  между шиитами и суннитами,  «подрывая таким образом исламское единство». Обратим внимание и на другой пассаж из послания председателя Политбюро ХАМАСа, где он благодарит Иран в лице аятоллы А.Хаменеи за большую роль в отстаивании  «законных прав» палестинского народа и последовательное противостояние «вражеской активности по завершению палестинского проекта». И.Хания выразил горячую благодарность  «за присутствие Ирана на палестинской стороне в самые трудные этапы сопротивления и реальную исламскую поддержку борьбы». «Иран под  руководством аятоллы А.Хаменеи всегда будет иметь преимущество в усилении поддержки палестинского сопротивления».          Известно, что именно ХАМАС после объявления президентом Д.Трампом 6 декабря официального признания Иерусалима в качестве столицы еврейского государства, призвал всех палестинцев к началу новой интифады.  Видимо, с этим связано то, что в последние годы Иран выделяет ХАМАС среди других палестинских организаций и оказывает ему наиболее значимую помощь. Вместе с тем, с началом гражданской войны в Сирии между двумя сторонами отмечен период охлаждения взаимодействия , характеризовавшийся интенсификацией связей между ХАМАСом и Саудовской Аравией. С избранием в прошлом году Яхьи ас-Синуара руководителем ХАМАСа в секторе Газа, произошло укрепление позиций Ирана в этом палестинском анклаве. СМИ цитировали летом 2017 г. следующее заявление Я.ас-Синуара: «Наши отношения с Ираном ныне очень хорошие, и Исламская Республика Иран является сейчас крупнейшим военным и финансовым покровителем отрядов «Из ат-Дин аль-Кассама» (боевого крыла ХАМАСа – В.М)». По его же словам, нынешние  поставки вооружения Ираном в Газу вернулись к тем объемам, которые существовали лет 10 назад, то есть в период активного взаимодействия Ирана с этой радикальной группировкой. Поэтому он и отреагировал на требование премьер-министра Израиля , Б.Нетанияху разорвать отношения между Ираном и ХАМАСом одним словом «мираж».

Показателем хороших отношений между Ираном и ХАМАСом явилось участие его делегации летом прошлого года в  инаугурации президента Х.Роухани на вторую каденцию. Ей оказывались особые почести. Тогда же состоялись переговоры, о которых завил в интервью телеканалу «Аль-Миядин» один из членов делегации ХАМАСа. На них шла речь о реалиях поддержки Ираном палестинского сопротивления в политической и материальной сфере. В интервью говорилось и о том, что «если между двумя сторонами и были противоречия, то сейчас они преодолены и отношения вернулись в прежнее русло». Другая делегация, приехавшая в Иран с небольшим интервалом, состояла из представителей более высокого ранга, ею руководил заместитель И.Хании – Салех Урури. Как писал интернет-сайт «Тасним»,  глава этой делегации заявил по прибытии в Тегеран, что иранская помощь ХАМАСу является определяющей для «палестинского мусульманского народа», и он подтверждает решимость лидеров ХАМАСа укреплять сотрудничество с Ираном. По данным иранских СМИ, делегация функционеров ХАМАСа во главе с С.Урури встречалась с видными политиками – секретарем Высшего совета национальном безопасности ИРИ, экс-министром обороны Ирана адмиралом Али Шамхани, главным внешнеполитическим советником аятоллы Али Хаменеи – экс-главой иранского МИДа Али-Акбаром Велаяти, спикером парламента  – Али Лариджани. А.Шамхани на встрече заявил о том, что Иран приветствует кадровые изменения в руководстве ХАМАСа, расценивая это «как символ демократии и знак продолжения революционного движения ХАМАСа как народной организации». Политик дал понять, что в Иране будут и далее «защищать идеалы палестинского освобождения», а также выразил надежду, что ХАМАС сохранит свою роль в качестве «бастиона в борьбе с сионистскими захватчиками».  Информационное агентство ИСНА особо выделило слова А.А.Велаяти о том, что присутствие палестинской  делегации в Тегеране является реальным ответом на требование  Израиля  разорвать отношения ХАМАСа с Ираном. Как видно, на нынешний момент нет никаких фактов к тому, что отношения между Ираном и палестинскими террористическими организациями подвергнутся какому бы то ни было пересмотру.