- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О целях визита саудовского короля Сальмана в Судан

Как стало известно, саудовский король Салман запланировал в ближайшее время посетить с официальным визитом Судан, Египет и Тунис. Визиты в Судан и Тунис будут первыми с момент прихода короля во власть в 2015 году. При этом визит в Хартум, по оценке обозревателей, будет связан с необходимостью корректировки саудовско-суданских отношений в рамках возникшей между ними напряженности по вопросу новой линии демаркации между АРЕ и КСА, что Хартум рассматривает как явное нарушение суданских территориальных вод. А для КСА это вопрос принципиальный с точки передачи ему таким образом Каиром двух спорных островов в Красном море. В общем-то, тот факт, что король, несмотря на свое состояние здоровья, сам решил оправиться в турне, говорит о двух вещах.

  1. Эр-Рияд не заинтересован в углублении противоречий с Хартумом. Отметим, что КСА в данном случае решило отказаться от методов прессинга, которые так любит молодой наследный принц Мухаммед бен Сальман, и прибегнуть к практике прежде всего «пряника». Практически однозначно во время визита суданцам в обмен на их «территориальные потери» будут предложено ряд экономических преференций. В том числе и в рамках кредитов с целью поддержания курса национальной валюты фунта, а также ряд инвестиционных проектов. И с большей долей вероятности стороны придут к взаимному согласию в этом щекотливом вопросе. Именно финансовая и иная экономическая поддержка со стороны КСА сейчас является главной заботой Хартума. Особенно на фоне недавно прошедших массовых волнений, которые были связаны в первую очередь с резкой девальвацией суданского фунта и соответственно ростом цен. Одновременно суданцы продолжают рассчитывать на помощь Эр-Рияда в рамках окончательного снятия с них американских санкций. И в общем-то жесткую риторику по поводу нарушения территориальных вод надо было рассматривать как сигнал Эр-Рияду о том, что он стал забывать своих «суданских друзей». И этот сигнал в Эр-Рияде услышали. Вообще на Востоке надо рассматривать практически все действия как язык посланий или, если угодно, неформальной дипломатии. То есть, например, если на площади перед президентским дворцом в Сане появляются бедуины с винтовками и телевизорами в руках, это не означает, что они недовольны содержанием телепередач. Это означает, что в районы их проживания забыли провести электричество. А обещали. И так практически во всем.
  2. Отказ в данном случае от жестких ультиматумов со стороны Эр-Рияда связан и еще с одним моментом. Напомним, что в период недавнего двухгодичного  заигрывания Хартума  с Тегераном КСА сначала прибегло фактически к экономической блокаде Судана, чем вынудили его резко трансформировать свою внешнюю политику, а затем на этом фоне взяло  курс на стратегическое сближение с Хартумом по всем областям. И залогом этого стал отказ суданского президента О.аль-Башира от всяких контактов с иранцами. Сейчас дело обстоит не так линейно. Суданцы разыгрывают сейчас карту своего сближения сразу с несколькими игроками. Предложения Москве об основании своей военной базы в Порт-Судане мы сейчас в расчет не берем, поскольку эта перспектива очень туманна и по настоящему тревожить Эр-Рияд не может. Как не тревожит его и факт начала поставок российского вооружения и техники в рамках частичной модернизации суданской армии, в силу  чего для обеспечения этого процесса в Судане появились сотрудники российской ЧВК  «Вагнер». Более  того, рискнем предположить, что Эр-Рияд и будет основным кредитором такой модернизации. Саудовскую Аравию по настоящему встревожило намерение Хартума дать разрешение на строительство военной базы в Суакине туркам, которые в отличие от Москвы за него сразу же зацепились. Такой сценарий чреват автоматическим усилением влияния Катара и Турции в Судане и соответственно не только в акватории Красного моря, но и рамках их усилий на ливийском направлении. Собственно, несмотря на все  требования Эр-Рияда о прекращении контрабанды катарского оружия через суданскую территорию в Ливию, этот процесс продолжается практически в прежних объемах. И теперь еще с использованием чадского коридора. В этой связи некоторые российские обозреватели говорят чуть ли не о мятеже суданских наемников против главнокомандующего вооруженными силами Палаты представителей в Тобруке фельдмаршала Х.Хафтара, имея при этом ввиду недавние бомбардировки ВВС «ливийской армией» членов дарфурской группировки Движение за справедливость и равенство (ДСР) на ливийских приграничных к Чаду и Судану территориях. Но дело в том, что боевики ДСР никогда на стороне Хафтара не воевали: за Каддафи в свое время воевали, сейчас сидят на канале снабжения контрабандным оружием мисуратовцев, но вот за Хафтара им воевать не довелось. За него воюют боевики еще одной дарфурской группировки в лице СОД-М.Минави. Он, кстати, тоже этнический загава, как и боевики ДСР, но отличие от них сейчас с Хартумом не дружит.

В этой связи отметим, что прессинговать  Хартум за его связи с турками и катарцами чисто по схеме, которая была апробирована в свое время на примере иранцев, Эр-Рияд не может. Любые попытки блокады Судана приведут только к автоматическому усиления веса катарцев и их союзников в лице турок. И Доха в состоянии чисто по экономике играть с Эр-Риядом на равных. Да и турки в данном случае имеют, что предложить: начиная от сельского хозяйства и заканчивая легкой промышленностью. И это не говоря уже о чисто военном аспекте их усиления в очень щекотливом для КСА районе Африканского Рога, где оно и так испытывает всю возрастающую конкуренцию со стороны ОАЭ и АРЕ. В этой связи престарелый король решил поехать в Хартум сам и урегулировать эту ситуацию лично к взаимному интересу.