- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О попытках США и Израиля противостоять Ирану в Давосе

В рамках участия во Всемирном экономическом форуме в швейцарском Давосе в среду премьер-министр Б.Нетаньяху провел серию встреч с мировыми лидерами, среди которых особого почтения удостоились европейцы. Казалось бы, шаг этот вполне очевидный, принимая во внимание состоявшуюся только что поездку председателя Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмуда Аббаса в Брюссель, названную израильским изданием Israel Hayom «комфортной зоной» для главы ПНА, где он рассчитывал на поддержку тамошней дипломатии в противостоянии с США и Израилем. Однако главным предметом переговоров израильского премьер-министра в Давосе мирный процесс, успевший за последнее время снова всем изрядно поднадоесть, не стал, а акцент был сделан на иранской проблематике.

24 января состоялась встреча Б.Нетаньяху и федерального канцлера Германии А.Меркель, посвященная как раз перспективам соглашения по иранскому атому. Подводя итог перед журналистами, глава израильского правительства сообщил: «единственным существующим вариантом на данный момент является внесение реальных, а не косметических изменений, которые не позволят Ирану получить ядерное оружие, что в противном случае гарантировано соглашением в его нынешнем виде». В тот же день состоялась беседа главы израильского правительства с президентом Франции Э.Макроном, которая завершилась в той же тональности, что и разговор с представительницей ФРГ. Как сообщил израильский МИД: «премьер-министр дал понять, что Израиль преисполнен решимости предотвратить нуклеаризацию  и выразил мнение, что просчеты в соглашении должны быть исправлены».

Само выступление израильского премьер-министра в форме интервью с журналистом CNN Ф.Закария в четверг также в значительной мере было ориентировано на Иран, а не палестинцев. В частности Б.Нетаньяху продолжил свое позитивное мышление, заявляя: «подписание плохой сделки не означает необходимость соблюдения плохой сделки; история знает примеры стран, которые подписали очень плохие сделки и, продолжая существовать, — если им удалось выжить — пожалели об этом». Таким образом он практически перефразировал заявление госсекретаря США Р.Тиллерсона, сделанное в понедельник, в котором тот сообщил, что видит возможность прогресса в достижении договоренностей с европейцами по увеличению давления на Тегеран. Говорить о том, будет ли это действительно прогрессом, пока рано. Однако фактор воздействия на европейцев таким способом никто не отменял. К примеру, как считает израильский эксперт, колумнист нескольких изданий Э.Бек, Европа оказывается зажатой между политикой США и действиями Ирана, что рано или поздно вынудит ее сделать выбор.

Даже первая поле иерусалимской декларации личная встреча президента США Д.Трампа и Б.Нетаньяху содержала в себе сигнал того, что стороны предпочли бы на время забыть про палестинцев и переориентироваться на Иран. В этой связи наряду с очередной волной благодарностей за решительные шаги американской администрации в поддержку Израиля последовало обсуждение безопасности страны в свете растущей иранской угрозы. По словам Б.Нетаньяху: «Мы также высоко ценим тот факт, что вы (США — авт.) как никогда раньше боретесь с агрессией Ирана против нас и других игроков в регионе. Я никогда не видел реалистичного альянса между Соединенными Штатами, Израилем и другими вашими союзниками в регионе таким сильным, таким целостным, как под вашим руководством».

Надо сказать, что обращение с трибуны и на полях форума к иранской проблематике было задумано Иерусалимом именно в контакте с Вашингтоном. Об этом свидетельствуют ремарки, сделанные Д.Трампом перед отъездом в Давос. В частности, американский лидер подчеркнул, что собирается обсуждать на мероприятии экономическую проблематику, а также отметил, не вдаваясь в детали, что затронет и иранский вопрос. При этом программа визита самого Д.Трампа оказалась довольно сжатой с точки зрения насыщенности встречами с мировыми лидерами, чего нельзя сказать о Б.Нетаньяху, к высокой политической активности которого на экономических мероприятиях все привыкли давно. В этой связи можно предположить, что Израиль, имея собственную, весьма высокую долю заинтересованности противостоянии с Тегераном, выступил, скорее, в качестве проводника взглядов США. Как пишет Jerusalem Post, Германия и Франция являются противниками изменений в СВПД, что и превратило лидеров этих двух европейских государств в наиболее важных для Б.Нетаньяху собеседников.

В целом, очевидно, что Европа, как и хотела, приобретает все больший вес в ближневосточных делах, однако, это может оказаться для нее тем сбывшимся желанием, которого стоило бы бояться. Если заигрывание с палестинцами опасными последствиями им не грозит, то об активности на иранском направлении, провоцирующей пристальное внимание Иерусалима и Вашингтона, этого сказать нельзя. В текущих условиях можно прогнозировать, что в региональной повестке дня сохраниться конкуренция двух тем: иранской и палестинской. Первая выгодна США и Израилю, вторая – ЕС. Рамалла, «радующая» всех очередными выпадами по поводу конфликта, пока подогревает интерес к себе, однако, как только накал дискуссии окончательно пойдет на спад, центральным вновь станет иранский вопрос во всех своих проявлениях.