- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов возможностей бронетанковых подразделений СВ ВС Турецкой Республики

Как сообщают китайские источники, в ходе межвидовой войсковой операции «Оливковая ветвь» ВС Турции в основном задействовали бронетанковые подразделения, укомплектованные основными боевыми танками второго поколения – М60Т и третьего поколение – «Леопард» 2А4, однако за прошедшие пять дней операции отряды курдских формирований уже сожгли 8 М60Т и около 12 «Леопард» 2А4. По данным СМИ КНР, такое количество танков курдские отряды сожгли в ходе продвижения турецких подразделений в глубь сирийской территории всего на 10 км.

Китайские специалисты отмечают, что танки второго поколения даже с учетом установленных блоков динамической защиты практически беззащитны перед современными ручными противотанковыми гранатометами типа РПГ-29 или РПГ-30, которые успешно поражают технику, оснащенную даже системами активной защиты.  Известно, что израильские специалисты осуществляли модернизацию парка М60Т СВ СВ Турции в начале 2000-х годов.

В настоящее время в условиях растущих потерь в танковом парке, перед командованием ВС Турции  встает вопрос о ремонте подбитых танков если таковой возможен. Основная проблема состоит в том, что сменно-запасные части к танкам М60 не производятся в стране, где эти танки выпускали серийно – США, а на Ближнем Востоке есть только одно государство, которое до сих пор успешно эксплуатирует платформу М60 в различных вариациях и это Израиль.

Вполне вероятно, что в ближайшее время турецкие военные обратятся к Израилюс просьбой о продаже значительной части комплектующих для восстановления танков М60Т, однако вполне вероятно, что турецкие военные сознательно направляют в бой устаревшие танки поскольку заинтересованы в получении новой техники. Очевидно, что с  момента выполнения контракта между Турцией и Израилем прошло достаточно времени, чтобы даже курдские отряды получили современные противотанковые управляемые ракеты и выработали тактику борьбы с основными боевыми танками.

Второй образец основного боевого танка, которые задействованы в операции «Оливковая ветвь» это немецкий «Леопард» 2А4 Китайские специалисты отмечают, что при массе 55 тонн этот немецкий танк третьего поколения практически не имеет блоков динамической защиты и вооружен пушкой калибра 120 мм без автомата заряжания, что обуславливает необходимость размещения четвертого члена экипажа.

По данным китайских источников, на вооружении СВ ВС Турции было принято 400 танков «Леопард» 2А4, однако по причине плачевного технического состояния и заимствования запасных частей с одних танков для других к боевым действиям могут быть готовы не более 200 танков немецкого производства. Самым проблемным моментом «Леопарда» 2А4 является двигатель от компании MTU, который не отличается надежностью в жарких условиях и горных районах.

По информации китайского специализированного издания «Танки и бронемашины» (официальный печатный орган Китайской оружейной промышленной корпорации), даже до осложнения отношений между Турцией и Германией компания MTU могла поставить турецким военным не более 20 двигателей для замены вышедших из строя. Необходимо обратить внимание на срок доставки новых агрегатов из Германии до Турции, который составляет два месяца. Также необходимо учитывать, что темпы выпуска танковых двигателей на заводе MTU не превышает 80 агрегатов в месяц.

Как было указано выше бронетанковые подразделения СВ ВС Турции уже потеряли подбитыми около 12 ОБТ «Леопард» 2А4, а поскольку это достаточно сложные в обслуживании и ремонте боевые машины (в полевых условиях возможна только замена гусеничного трака), то турецким военным придется либо списывать их, либо отправлять в Германию на ремонт и восстановление. С учетом сложности двусторонних отношений на высшем уровне, сроков доставки боевой техники и сроков ремонта, которые по данным китайских специалистов достигают три месяца для одной боевой машины, турецкие военные  стоят перед серьезным вызовом поддержания боеготовности Сухопутных войск.

В этой ситуации у военно-политического руководства Турецкой Республики остается только один вариант – ускорение поставок в подразделения основных боевых танков под обозначением «Алтай», которые сконструированы при взаимодействии конструкторов и инженеров следующих оборонно-промышленных компаний:

– турецких «Отокар» и «Рокетсан»;

– южнокорейской Rotem;

– немецких MTU, Renk и Rheinmetall.

Как известно, в 2008 г. Управление оборонной промышленности МО Турецкой Республики подписало с «Отокар» контракт стоимостью 500 млн долл. США на разработку в течение шести лет первого национального основного боевого танка. Согласно первоначальному замыслу официальной Анкары, указанная компания должна была выпустить 1000 танков общей стоимостью 10 млрд долл. США. Такого количества боевых машин было бы достаточно для замены всего парка М60Т и «Леопардов» 2А4.

Однако после экономического кризиса 2008 г. политическое руководство ТР подписало с «Отокар» твердый контракт только на 250 ОБТ «Алтай», что стало неприятным сюрпризом для ведущего разработчика и производителя бронетехники в Турции.

Представляется возможным указать некоторые тактико-технические характеристики рассматриваемого ОБТ турецкого производства:

– длина (без орудия): 7,3 м;

– ширина: 3,9 м;

– высота 2,6 м;

– снаряженная масса: 65 тонн.

– максимальная скорость при движении по шоссе: 71 км/ч.

Анализ указанных ТТХ позволяет сделать вывод, что турецкие специалисты создали боевую машину с большими габаритами и чрезвычайно большой массой. Очевидно, что для перевозки такого танка понадобится новый грузовой трал. Кроме того, в ходе выполнения боевой задачи механик-водитель «Алтая» не должен съезжать с асфальтобетонных дорог, поскольку такой танк на резинометаллических гусеницах не обладает высокой проходимостью на песчаных, каменистых или глиняных грунтах.

Обозреватели китайских специализированных изданий отмечают, что при массе 65 тонн (одинакова с «Меркавой» Мк.4 пр-ва Израиль) максимальная толщина брони башни в лобовой проекции турецкого танка составляет 650 мм, что явно недостаточно для обеспечения защиты экипажа и сохранения боеспособности танка. Следует отметить, что корейские специалисты передали технологию производства блоков динамической защиты, которые были протестированы при помощи бронебойного снаряда К276 и гранатомета РПГ-29.

Основная и самая долгосрочная проблема компании «Отокар» при разработке танка «Алтай» состоит в обеспечении подвижности этой боевой машины. К настоящему моменту поставки турбодизельных 12-ти цилиндровых двигателей 883V-12 (максимальная мощность 1500 л.с.) производства немецкой компании MTU и автоматической трансмиссии (5 передач вперед и 3 назад) от компании Renk сорваны по политическим причинам.

Для замены указанной силовой установки турецкие разработчики решили применить 12-ти цилиндровый турбированный дизельный  двигатель DV27K производства южнокорейской компании Doosan, однако до сих пор остаются вопросы к автоматической трансмиссии ESTK15 (6 передач вперед и 3 назад). По словам немецких специалистов, даже при повышенной мощности двигателя достаточно тяжелый «Алтай» не способен преодолеть вертикальное препятствие высотой 1,4 м. При этом благодаря выдвижному устройству ОБТ турецкого производства может преодолеть брод глубиной 4,1 м, а благодаря системе «воздушного подпора» экипаж защищен от воздействия химического, бактериологического оружия и ионизирующих частиц.

Известно, что благодаря контракту с южнокорейской Rotem турецкие специалисты получили несколько корпусов ОБТ К2 «Черная пантера» (на вооружении ВС Республики Корея 200 единиц) на который они смогли установить обитаемую башню со стандартным орудием L55 калибра 120 мм. производства Rheinmetall. Максимальная скорострельность данного орудия составляет 8 выстрелов в минут.

При помощи партнеров из турецкой «Рокетсан» стало возможным размещение на башне модуля с дистанционным управлением для пулеметов калибров 7,62 (1000 патронов) или 12,7 мм (250 патронов). Кроме того, на башне танка установлена система радиоэлектронной борьбы, предназначенная для борьбы с самодельными взрывными устройствами с управлением по радиоканалу, а также система обнаружения лазерного облучения. Единственным средством защиты в случае применения противником ПТУР с лазерным наведения являются дымовые завесы, которые экипаж может поставить при помощи восьми пусковых устройств.

Как сообщают китайские специалисты, с учетом необходимости решения множества технических проблем опытные образцы ОБТ «Алтай» только в начале 2017 г. прошли испытания в сложных дорожных и климатических условиях, а также была проверена бронезащита танка.

В дополнение к вышесказанному необходимо добавить, что конструкторы турецких компаний ВМС и FNSS оказали партнерам из «Отокар» помощь в модернизации радиоэлектронного оборудования (системе электропитания, оптико-электронной станции). Также была проведена замена телевизионного и тепловизионных прицелов, которые должны обеспечить обнаружение целей и применение вооружения в сложных климатических условиях (туман, песчаная буря).

Кроме того, турецкие компании установили новые многофункциональные жидкокристаллические мониторы увеличенной диагонали. Единственной модификацией, которая оправдана в боевой обстановке является установка противокумулятивных экранов, которые прикрывают моторно-трансмиссионное отделение и заднюю полусферу башни.