- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О перспективах гуманитарных и долгосрочных усилий в Сомали

По итогам 2017 года гуманитарная ситуация в Сомали развивалась неоднозначно, что создает высокую степень неопределенности при планировании стратегии гуманитарного содействия этой стране на старте нынешнего года.

Намечаемые в прошлом году положительные сдвиги в политической сфере, включая инаугурацию нового президента и избрание нового состава парламента, были нацелены на преодоление острой военной фазы противостояния и фокуса на поступательное, устойчивое развитие. Венцом этих стабилизационных усилий стало принятие правительством в октябре 2017 года амбициозного Плана национального развития на 2017-2019 гг. Этот план стал по сути первым концептуальным общенациональным планом в области развития, подготовленным центральным правительством Сомали с 1986 года. Его главной политической задачей является попытка консолидации различных политических сил и кланов на базе единой экономической платформы, призванной содействовать «восстановлению, демократии и процветанию» Cомали. Главная задача этой концепции – социально-экономическая трансформация, включая ликвидацию бедности, экономический подъем и обеспечение социальной защиты и справедливости, а также гендерного равенства. Среди других важных задач национального плана 2017-2019 гг. следует отметить фокус на поддержку открытых и демократических политических процессов, консолидацию политических сил, защиту окружающей среды, укрепление устойчивости потенциала местных коммун к природным катаклизмам (засухи, наводнения). В основе экономического восстановления – приоритетное внимание развитию аграрного сектора, животноводства и рыболовства. Красной нитью в плане проходит мысль о восстановлении дорожной и морской инфраструктуры, с особым акцентом на потенциальную эффективность морских транспортных перевозок с учетом самой большой в Африке протяженности сомалийского побережья. Также в приоритете восстановление всего социального сектора, включая образование, медицинские услуги и санитарный сегмент. Особый фокус – создание рабочих мест для молодежи, что крайне важно с учетом демографического состава Сомали, 50% населения которого младше 15 лет.

Реализация такого амбициозного плана, по замыслу его авторов, должна быть построена на использовании донорских средств, выделяемых Сомали на цели развития, а также вклада международных инвесторов и частного сектора. Очевидно, что без содействия внешних игроков и ведущих доноров, реальных перспектив для претворения всех этих целей не вырисовывается. В то же время, обращает на себя внимание тот факт, что вопрос выявления конкретных партнеров и источников финансирования задач национального плана в документе прописан слабо и невнятно.

К сожалению, намечаемые на протяжении 2017 года шаги по приданию импульса устойчивому социально-экономическому развитию были подорваны гуманитарными вызовами. Главной их причиной стало повторение во второй половине 2017 года неблагоприятных природных катаклизмов, прежде всего продолжительной засухи, которая вновь, как и в 2011 году, привела к реальной угрозе начала масштабного голода. В итоге, на конец 2017 года гуманитарная картина в стране оставалась достаточно безрадостной: 6.3 млн сомалийцев нуждающихся в гуманитарном содействии и более 1 млн внутренне переселенных лиц. Лишь благодаря повышенным мерам содействия со стороны правительства и ведущих доноров, в прошлом году удалось предотвратить новый всплеск голода, однако негативные воздействия продолжительной засухи проявят себя в полной мере в 2018 году. На январь число сомалийцев в стадии «чрезвычайная ситуация» (четвертая из пяти категорий по международной классификации продовольственной безопасности IPC) достигло 866 тысяч человек, что в 10 раз превышает показатель января прошлого года (83 тысячи). По сути, эта категория населения, почти 1 млн человек, стоит в шаге от массового голода (famine). Данное обстоятельство потребует повышенного внимания и новых финансовых обязательств со стороны мирового сообщества. На сегодня, начиная с 2011 года на гуманитарное содействие Сомали уже израсходовано 5.4 млрд долларов. Представленный 17 января с.г. гуманитарными организациями ООН План гуманитарного реагирования на текущий год предполагает выделение 1.6 млрд долларов для спасения жизней и защиты 5.4 млн сомалийцев.

В то же время, c учетом нарастающих негативных тенденций в гуманитарной сфере донорских усилий может оказаться недостаточно, чтобы удержать ситуацию. Итогом негативной гуманитарной ситуации может стать подрыв всех намеченных на текущий год усилий по долгосрочному и устойчивому развитию сомалийской экономики, что в свою очередь ослабит мирный политический процесс и повысит конфликтную угрозу. В то же время, без запуска – параллельно с гуманитарной интервенцией – долгосрочных мер помощи преодоление цикла хронической бедности, уязвимости и социальной незащищенности не представляется возможным. Проведенная Всемирным банком совместно с ООН и Европейским союзом в конце прошлого года стратегическая оценка потребностей Сомали в контексте воздействия засухи 2017 года на систему хозяйствования и экономическое развитие страны полностью подтверждает эти выводы. Секторальный анализ различных областей сомалийской экономики показал, что суммарный ущерб потерь и убытков в результате засухи в прошлом году составил 3.25 млрд долларов, а на восстановление потребуется не менее 1.77 млрд долларов. В числе наиболее пострадавших секторов оказались сельское хозяйство и сектор муниципальных услуг.

Думается, сбалансированное и комбинированное сочетание срочных гуманитарных акций и долгосрочных усилий содействия является важнейшим условием для нормализации ситуации. Именно такой синергетический эффект и четкая координация между двумя секторами может дать реальный результат в стране, 70% населения которой в результате затяжного конфликта живут за чертой бедности. Кумулятивный эффект от сочетания гуманитарных и долгосрочных мер позволит создать рабочие места, обеспечить доступ к финансированию, создать условия для равного, недискриминационного доступа к земельным ресурсам и капиталам, помочь восстановить государственные административные и социальные службы.  Осознание важности такой координации, по-видимому, приходит и к правительству. В 2017 году в Сомали было учреждено федеральное министерство по гуманитарным вопросам и управлению природными бедствиями, которое призвано отныне координировать вопросы гуманитарной помощи и долгосрочных мер по укреплению устойчивости потенциалов местных коммун и населения к засухе и другим климатическим бедствиям. Кроме того, в прошлом году правительство одобрило (впервые) национальную стратегию по управлению стихийными бедствиями, которая нацелена на улучшение координации как на федеральном, так и на региональных и муниципальных уровнях.

Таким образом, перспективы 2018 года достаточно непростые, но при должной координации гуманитарных и долгосрочных мер поддержки и сохранении стабильности политических процессов федеральное правительство Сомали имеет все шансы на успех в деле недопущения нового всплеска массового голода, угроза которого сегодня отчетливо проступает. Настоящей проверкой на прочность станет первый в 2018 году дождливый сезон «гу» (март-июнь), от которого во многом будет зависеть перспектива аграрного сектора и, соответственно, ход дальнейшего развития гуманитарной ситуации.