- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Египетско-судано-эфиопские переговоры по проблеме Нила

Египет, Эфиопия и Судан договорились без посредников урегулировать в течение месяца все технические вопросы, касающиеся возведения высотной плотины «Возрождение» на Ниле. Об этом сообщил в понедельник глава египетского МИД Самех Шукри по итогам трехстороннего саммита в Аддис-Абебе. Проблемы, связанные со строительством Эфиопией плотины на Голубом Ниле, оказались в центре переговоров президентов Египта Абдель Фаттаха ас-Сиси, Судана — Омара аль-Башира и эфиопского премьер-министра Хайлемариама Десаленя. Встреча проходила за закрытыми дверями. Ранее на переговорах в Каире в январе глава правительства Эфиопии заверил египетскую сторону, что строительство плотины не создаст проблем ни Египту, ни Судану. Каир, тем временем, обеспокоен отсутствием прогресса в работе трехсторонней технической экспертной группы, которая призвана установить потенциальные экологические, социальные и экономические негативные последствия для стран Нильского бассейна и возможности их предотвращения. Кроме того, Египет предложил привлечь Всемирный банк к переговорам по плотине «Возрождение» в качестве «нейтральной технической стороны». Однако через несколько дней Аддис-Абеба отвергла посредничество Всемирного банка, заявив, что стороны смогут самостоятельно решить все имеющиеся проблемы. Возведение «Великой Эфиопской плотины «Возрождение»», состоящей из 15 радиально-осевых гидроагрегатов, началось в 2011 году. Согласно проекту, мощность ГЭС, которая будет представлять собой каскад из четырех плотин, составит 5250 МВт. В Аддис-Абебе рассматривают строительство ГЭС как гигантский экономический проект, который позволит не только вырабатывать электроэнергию для потребления на внутреннем рынке, но и экспортировать ее в соседние страны — Джибути, Кению, Судан. При этом китайцы уже выразили интерес инвестировать 2 млрд долларов США в сферу электроэнергетики, включая глобальные проекты по электрификации существующих железных дорог и строительства новых. При этом при анализе последствий строительства плотины» Возрождение» обычно говорят о вопросах ирригации, которые возникнут в нижнем течении Нила. Но вот тем электрификации железной дороги Эфиопии, и особенно электрификации железной дороги из Эфиопии к портам Джибути обычно уделяют мало внимания. А между такой вариант сразу же очень серьезно меняет всю транспортную логистику в регионе Африканского Рога, поскольку делает реальным полнокровный выход Эфиопии к морским портам, которого она лишилась после отделения Эритреи. Сейчас такая транспортная артерия уже построена Китаем, но действовать с максимальной эффективностью она сможет только после электрификации. Такой вариант станет абсолютно реальным практически сразу же после начала эксплуатации Большой плотины. Таким образом, косвенно Пекин свое отношение к этому кризису уже высказал. И не только путем готовности инвестировать в энергетический сектор Эфиопии, но и поставками систем ПВО для охраны строительства Большой плотины от возможных воздушных налетов. И этот момент всегда надо учитывать в рамках непреклонной позиции Аддис-Абебы по вопросу строительства Большой плотины.
Вернемся к итогам трехсторонних переговоров на высшем уровне в Аддис-Абебе. Прежде всего отметим, что они по факту означают очень серьезную уступку со стороны Каира. По крайней мере, формально. Причем решение о таких уступках было принято египетским президентом лично буквально за несколько дней до встречи в эфиопской столице. То же самое справедливо и по отношению к позиции Хартума. Еще 3 января министр иностранных дел Судана Ибрагим Гандур отменил запланированную поездку в Каир для переговоров со своим египетским коллегой, в том числе и по вопросу Большой плотины. Этот демарш объяснялся ясно выраженными декларациями Каира по вопросу «окончательного решения» в отношении спорных с Суданом районов Халаиб и Шалатин. Если более просто, то египтяне четко обозначили, что тема этих территорий определена и обсуждению не подлежит, и в подтверждение своих деклараций начали наращивать в этом районе дополнительные контингенты войск, а также провозгласили отдельную программу «завоевания лояльности» жителей этих районов. Со своей стороны, египтяне недовольны прокатарской позицией суданского президента Омара аль-Башира, которая выражается в продолжении переброски катарского оружия в Ливию, его заигрываний с главным союзником Дохи в лице Турции, а также солидарности с позицией Аддис-Абебы по вопросу строительства Большой плотины. Во время визита С.Шукри в столицу Эфиопии 25 декабря Аддис-Абеба отклонила предложение Египта привлечь Всемирный банк к переговорам по Большой плотине. Каир считает, что финансовое учреждение является полноценным и авторитетным арбитром в силу своей нейтральной позиции по вопросу строительства, но премьер-министр Эфиопии Хайлемариам Десалень жестко отверг это предложение. Он настаивал на неуклонном выполнении подписанного в марте 2015 года Каиром, Хартумом и Аддис-Абебой трехстороннего соглашения, которое ограничивает возможности международного арбитража по вопросу строительства. И ровно этим моментом объясняется отказ Аддис-Абебы от посредничества Всемирного банка, поскольку это выпад направлен не против этого международного института, а против попыток привлечь международный арбитраж в принципе. А Каир делал упор именно на этом аспекте в своих дипломатических усилиях по «заматыванию» реализации проекта Большой плотины. И один из итогов нынешних консультаций в Аддис-Абебе — это формальное признание Каиром этого условия отказа от услуг международных посредников и оценщиков. Стороны договорились не нагнетать вопрос о поправках в технический доклад об условиях эксплуатации плотины, который был составлен французской инженерной фирмой BRL and Artelia. Суданцы и эфиопы выступили единым фронтом против предложенных египтянами поправок в этот технический доклад о перспективах эксплуатации плотины. При этом министр ирригации АРЕ Мухаммед Абдель Ати обвинил своих коллег в том, что они «просто затягивают время», и под эгидой этого уже началось водонаполнение водохранилища. Сейчас решено отказаться от внесения поправок, но при этом четко удерживать сроки наполнения водохранилища в соответствии с регламентом и договоренностями между тремя странами. Однако ряд технических моментов по-прежнему не урегулирован, и эксперты полагают, что в этой связи возможны периодические разногласия. Они в основном касаются сроков введения в эксплуатацию строящихся объектов. Стороны согласились остановить наращивание своих войск в главных спорных точках. Каир — в зоне спорных с Суданом территорий на границе, суданцы и эфиопы на границе с Эритреей. Хартум при этом дал понять, что вопрос о строительстве военной базы Турции в Суакине будет зависть от аналогичных намерений Каира в Эритрее. Но насколько эти договоренности будет долговременными, сказать сложно. Именно по той причине, что Каир в любых случаях не устраивает введение плотины в строй, а для Эфиопии она имеет не просто стратегическое значение, а жизненно необходимое в рамках своего регионального развития.