- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К переговорам премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху и президента России В.В.Путина в Москве

29 января глава израильского правительства Биньямин Нетаньяху прибыл с кратким визитом в Москву. Для кого-то он стал очередной неожиданной блиц-поездкой премьер-министра, с помощью которой тот пытается наскоро урегулировать проблемы безопасности страны. Хотя назвать решение посетить российскую столицу скоропалительным нельзя, если принять во внимание телефонный разговор Б.Нетаньяху и президента РФ В.В.Путина 1 января. В нем, судя по данным официального сайта Кремля, лидеры договорились в ближайшее время организовать личную встречу, цитируя ресурс, «с целью обсудить вопросы двусторонних отношений и обменяться мнениями по различным международным и региональным вопросам». Мало того, в сообщении отсутствует традиционное упоминание того, по чьей инициативе состоялась беседа.

Совершенно очевидно, что вопросов, действительно волнующих политиков, два: палестинский и иранский. А точнее один – последний. Обсуждение палестинской тематики им было фактически навязано международным сообществом на волне ажиотажа вокруг урегулирования, спровоцированного главой ПНА М.Аббасом. Отправляясь в Москву, Б.Нетаньяху сказал: «Я буду обсуждать с президентом Путиным неустанные усилия Ирана по установлению военного присутствия в Сирии, против которых мы решительно выступаем и принимаем меры. Мы также обсудим усилия Ирана по превращению Ливана в один гигантский ракетный комплекс, базу для высокоточных ракет против Государства Израиль, которые мы не потерпим».

Подтверждают первостепенное значение иранской проблематики в ходе визита и в Haaretz, подчеркивая, что на переговорах с В.В.Путиным Б.Нетаньяху вновь намерен отстоять для Израиля право свободы действий на сирийском и ливанском направлениях против Ирана и его союзников. Однако мнения о том, какая именно из точек приложения усилий Тегерана выглядит более опасной, как ни странно, разошлись. Как полагают в израильской электронной газете Times of Israel важнее ситуация в Ливане, не даром накануне отъезда Б.Нетаньяху в Москву с комментарием о превращении страны в иранский военный завод выступил официальный представитель ЦАХАЛа Ронен Манелис. Jerusalem Post, ссылаясь на слова неназванного чиновника в канцелярии главы правительства, наоборот, на первое место ставит Сирию, где Россия, по некоторым данным уже начинает испытывать дискомфорт от укрепления позиций Исламской Республики.

Последнее предположение кажется более справедливым в свете проведения Конгресса сирийского национального диалога в Сочи. На это событие обратил внимание и посол Израиля в РФ Г.Корен, к которому уже российские СМИ обращались за комментарием относительно визита Б.Нетаньяху. Дипломат подчеркнул, что Иерусалим следит за ситуацией в Сирии, хотя по-прежнему не намерен участвовать в урегулировании напрямую, заботясь лишь об интересах собственной безопасности. Мало того, по мнению Г.Корена, даже если Москва решилась бы привлечь израильскую сторону к переговорам, Тегеран бы этому сразу же возразил. По итогам встречи с российским президентом Б.Нетаньяху дал лишь общий комментарий по обеим проблемам, отметив: «Я дал понять Путину, что мы остановим его (Иран — авт.), если он не остановится сам по себе».

А вот палестинская проблематика явно оказалась вытесненной на второй план, причем по абсолютно объективным причинам. М.Аббас своими так называемыми дипломатическими усилиями беспрестанно пытается заставить других посредников занять место США в мирном процессе, однако, Москва последовательно дает ему понять, что лидирующие позиции на этом направлении её в сложившейся ситуации не интересуют. 16-17 января зону конфликта посетил специальный представитель министра иностранных дел РФ по ближневосточному урегулированию С.В.Вершинин, однако, основным компонентом этой поездки, судя по информации, обнародованной МИД России, стало участие в заседании «квартета» международных посредников, который давно успел утратить влияние на происходящее, делая лишь формальные заявления.

В четверг постоянный представитель РФ при учреждениях ООН в Нью-Йорке В.А.Небензя на заседании Совета Безопасности (СБ ООН) по ближневосточной проблематике выступил с традиционными заявлениями, отметив, что Россия, цитируя дипломата «продолжит оказывать содействие по разблокированию ближневосточного мирного процесса», который должен строится на базе прямых переговоров между сторонами конфликта. Конкретных мер за исключением очередного приглашения палестинцев и израильтян в Москву на конференцию, он не обозначил, продемонстрировав при этом резкость в адрес США, которые якобы перечеркнули все достигнутое ранее.

Своими словами он, по сути, повторил сказанное главой МИД России в середине месяца. Тогда С.В.Лавров, используя более жесткую риторику, сообщил: «Мы постоянно слышим, что США собираются обнародовать важную сделку, которая будет удовлетворять все стороны. Мы такого документа не видели». Любопытно, но московской конференции, обещанной гораздо раньше «сделки мечты» Д.Трампа, никто тоже так до сих пор не увидел, что в некотором смысле ставит Москву и Вашингтон в один ряд. В этой связи недавние заявления российской стороны по палестино-израильскому конфликту можно списать, скорее, на конфронтационный характер отношений с США, а не желание предложить что-то новое в вопросе урегулирования.

Наконец, еще одной важной для государств темой, ставшей логическим продолжением прошлой личной встречи В.В.Путина и Б.Нетаньяху, оказался вопрос сохранения исторической памяти. В этой связи было решено организовать мероприятие на площадке Еврейского музея и Центра толерантности, где лидеры почтили память жертв Холокоста и отдали дань уважения годовщине снятия блокады Ленинграда. Ситуация вновь оказалась под влиянием неоднозначного поведения Польши. Если в прошлый раз российская сторона выразила недовольство позицией Израиля в связи с отказом Варшавы включить Россию в проект по реконструкции мемориального комплекса на месте концентрационного лагеря «Собибор», то в этот раз под шквалом критики оказалась сама Польша, одобрившая поправки в законодательство, предусматривающие уголовную ответственность за обвинение поляков в причастности к Холокосту. Впрочем, даже обсуждение этой темы не было лишено главного акцента визита – стремления обсудить Иран. В этой связи Б.Нетаньяху сказал: «один из главных уроков всей истории прихода нацизма к власти и поражения нацизма состоит в том, что нужно пресекать подобного рода зло вовремя. Это наша задача и сегодня».

Таким образом, в ближайшее время можно прогнозировать усиление американо-израильской активности на иранском направлении, которое будет продолжать вырываться на первый план после всплеска интереса к палестинцам, а вот серьезные шаги Москвы  в отношении Рамаллы кажутся менее вероятными. При этом, несмотря на близость подходов Иерусалима и Вашингтона, Б.Нетаньяху в Москве вновь дал понять, что позиция России в вопросе ситуации у северных границ Израиля имеет существенное значение, однако, от своих интересов ближневосточное государство отказываться по-прежнему не намерено.