- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов значимости 601-ого летного испытательного центра ВВС Израиля в развитии боевых возможностей

Как отмечено в публикации «От «Молнии» к «Великому» специализированного китайского военно-технического издания «Авиакосмическое знание» на протяжении последних 70 лет основными производителями реактивных истребителей являются только два государства – США и СССР/РФ. В отличие от американских военных наибольшей объем информации о боевом применении боевых самолетов американского производства обладают военнослужащие ВВС Армии обороны Израиля, которые регулярно выполняют боевые полеты как на классических истребителях F-16I и истребителях-бомбардировщиках F-15I, так и на новейших малозаметных истребителях пятого поколения F-35 Adir.

По данным китайских специализированных изданий, израильская версия F-35 отличается от аналогичных самолетов ВВС США  радиоэлектронным оборудованием, которое включает бортовую многофункциональную РЛС, оптико-электронную станцию разведки и наведения, а также летный шлем дополненной реальности, который позволяет пилоту управлять самолетом без отвлечения на показания приборов.

Ситуация с F-35A

Китайские специалисты внимательно наблюдают за опытом эксплуатации F-35A, поскольку эти самолеты единственные, которые задействованы в реальных боевых операциях и даже сталкивались с противодействием (16 октября 2017 г.) расчетов зенитно-ракетных систем (ЗРС) С-200 ПВО Сирийской Арабской Республики. Очевидно, что обнаружение F-35A стало возможным благодаря модернизированным РЛС,  входящим в состав указанной ЗРС. Кроме того, данные истребители пока не оборудованы мощными станциями постановки помех, что обуславливает возможность их обнаружения более современными станциями, входящими в состав ЗРС С-300 и С-400, которые ВС РФ дислоцируют на территории Сирии.

Самым интересным является вопрос о том, насколько опасны ракеты советского производства для истребителей пятого поколения, фюзеляжи которых изготовлены из легких сплавов и композитных материалов. Как отмечают китайские специалисты, зенитные управляемые ракеты ЗРС С-200 имеют начальную скорость 4 МАХ, тогда как на конечном участке полета она варьируется от 3,5 до 8 МАХ, т.е. любой современный истребитель или высотный самолет разведчик (SR-72) не в состоянии «убежать» от такой ракеты.

Второй решающий момент – это масса головной части советской ЗУР, которая составляет 218 кг и обеспечивает высочайшую плотность осколочного поражения на расстоянии до 100 м от места подрыва.

Вероятно, в ситуации с израильским истребителем подрыв боевой части ЗУР произошел на расстоянии до 1000 м, что обусловило легкое осколочное поражение элементов фюзеляжа и возможность возращения на базу и посадки пилотами своего истребителя. Китайские специалисты отмечают, что после такого инцидента израильским военным придется выполнить довольно дорогостоящий ремонт истребителя. При невозможности ремонта самолет будет просто списан, а все ценные комплектующие будут сняты и сохранены для последующего использования в качестве сменно-запасных частей.

Значение испытательных подразделений для ВВС

Китайские специалисты указывают, что ВВС любого развитого государства нуждаются в поддержании боеготовности боевых и транспортных подразделений, которое возможно благодаря усилиям сотрудников испытательных центров/эскадрилий, персонал которых – инженеры наземных подразделений и высококвалифицированные летчики собирают информацию об особенностях функционирования летательных аппаратов в разных режимах/ситуациях. Кроме того, летчики испытательных подразделений проверяют возможности нового радиоэлектронного оборудования и вооружения на полигонах и отрабатывают новые тактические приемы, которые разработаны теоретиками воздушного боя с учетом возможностей новых систем передачи данных и наведения авиационных средств поражения.

История формирования и роль 601-ого испытательного центра ВВС АОИ

По данным китайских источников, в ВВС АОИ данные задачи возложены на 601-й (номер присвоен 1 апреля 1974 г.) испытательный центр (также известен, как эскадрилья «Манав»), дислоцированный на авиационную базу «Тель-Нов» (с августа 1978 г.). Как сообщают китайские специалисты данное подразделение было сформировано в марте 1950 г., однако свое предназначение она получила после того, как в 1973 г. офицеры наземных служб и пилоты провели подробный анализ действий ВВС стран арабской коалиции, располагающих истребителями производства СССР. На основе подробных аналитических докладов Командование ВВС АОИ внесло серьезные коррективы в тактику собственных авиационных подразделений и сил ПВО.

Первый опыт анализа тактико-технических характеристик истребителей советского производства летчики 601-ого испытательного центра ВВС АОИ получили после того, как 16 августа 1966 г. один из пилотов ВВС Ирака дезертировал и перегнал под эскортом двух истребителей «Мираж-3» (119-е истребительное крыло ВВС Израиля) самолет МиГ-21Ф. Фактически Израиль стал первым государством, которое получило возможность провести полноценный анализ реального образца советского боевого самолета.

После подробного изучения данного самолета, лучшие летчики 601-ого испытательного центра получили право провести опытные полеты, а затем и учебно-боевые вылеты, для отработки противодействия. Именно благодаря этому «приобретению» израильские военные смогли выработать тактические приемы, которые полностью оправдали себя в ходе Шестидневной войны.  Следует отметить, что представители разведывательных служб иностранных государств «выстроились в очередь» за информацией о МиГ-21Ф.

Практически 20 лет спустя – 11 октября 1989 г. командование ВВС АОИ в очередной раз привлекло пилотов и технического персонала 601-ого испытательного центра к выполнению достаточно серьезной задачи – анализу возможностей штурмовика МиГ-23 МЛД ВВС Сирийской Арабской Республики. В очередной раз израильские военные оказались лучшими в получении военной техники страны вероятного противника.

После появления на вооружении стран Варшавского договора значительного количества легких истребителей МиГ-29, разведывательные органы стран НАТО предпринимали значительные усилия для сбора информации об этом боевом самолете, с целью выработки мер по сохранению превосходства в воздушном пространстве. Американские военные предпринимали попытки получить действующие образцы МиГ-29 через подкуп иракских военных, однако их усилия результата не принесли.

В вопросе получения действующего образца рассматриваемого истребителя советского производства наибольших успехов добились именно сотрудники спецслужб Израиля. По результатам долгих переговоров, официальная Варшава передала израильским военным три самолета МиГ-29А, которые в 1997 г. в комплекте с авиационными средствами поражения были переданы на АвБ «Тель-Нов».

В процессе анализа возможностей управляемых ракет классов «воздух-воздух»,  «воздух-земля» и авиабомб специалисты оборонно-промышленного комплекса (ОПК) Израиля смогли разработать новые средства радиоэлектронной борьбы, а военные – новые тактические приемы противодействия ВВС САР.

Современное состояние и техническое оснащение 601-ого испытательного центра

В настоящее время в распоряжении летчиков «Манав» находятся истребители F-16D Block 30 (бортовой номер 020); F-16D Block 40 (бортовой номер 601); F-16I Sufa Block 52 (бортовой номер 401); специальная модификация  F-16D от корпорации Lockheed-Martin; истребитель-бомбардировщик F-15I (один из первых в данной серии). По данным китайских источников, летчики рассматриваемого подразделения активно взаимодействуют к Rafael Advanced Defense Systems Ltd  в вопросах модернизации управляемых ракет «воздух-воздух» малой дальности Phyton, ракет класса «воздух-земля» под обозначением Popeye II и высокоточных корректируемых авиабомб Spice. Именно благодаря работе офицеров 601-ого центра стало возможным внедрение в состав авиационных средств поражения истребителя F-35A, ракет Phyton-5 и Derby.

Следует отметить, что при испытании каждого нового образца вооружения и радиоэлектронного оборудования кроме штатных самолетов 601-ого центра задействуют еще один аналогичный истребитель в двухместном варианте из строевой части. После каждого вылета пилоты составляют подробный отчет, который передается вышестоящему командованию одновременно с докладами техников группы обслуживания – по два человека на один самолет.

Как сообщают китайские специалисты, летчики рассматриваемого подразделения (в звании не ниже подполковника) регулярно принимают участия в испытаниях новых образцов АСП, проводимых на АвБ «Эдвардс» ВВС США (шт.Калифорния), тогда как технические специалисты обмениваются опытом с американскими коллегами в училище пилотов-испытателей, расположенном в пустыне Мохаве.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что в настоящее время военнослужащие 601-ого испытательного центра задействованы в разработке мероприятий по модернизации учебно-боевых самолетов М346 (подтверждена возможность размещения подвесных топливных баков и учебных боеприпасов), средних военно-транспортных самолетов С-130J и беспилотных летательных аппаратов «Гермес 1500».