- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Алжир: о перспективе перехода к тарифному регламентированию внешней торговли

28 января министр торговли Алжира, Мухаммед бин-Муради в интервью на национальном радио рассказал о готовящемся введении режима регламентирования внешней торговли страны. В течение ближайших двух или трех лет, будет осуществлен переход от ограничительной практики к новому регламенту, основанному на системе таможенной тарификации, что, по мнению министра, «носит более прозрачный характер, по сравнению с запретительными мерами, которые являются административным действием, мало относящимся к экономической сути процесса».

Действующий ныне превентивный режим импортного контроля означает временный запрет на ввоз 851 товарной позиции. Срок действия запрета конкретно не ограничен, но предполагается, что он продлится не более двух – трех лет.

Вместе с тем, некоторые товары, по заверению министра, будут контролироваться и во время действия ограничений, и после их отмены.

Возвращаясь к вопросу введенных ограничений М.бин-Муради, пояснил, что, главным образом, они преследовали цель восстановления торгового баланса, где сложился дефицит, и, во-вторых, были направлены на поддержку местного производителя.

Здесь мы позволим себе, усомниться в искренности слов чиновника. Скорее всего, имелось ввиду просто сэкономить валютные резервы, что отнюдь не тождественно «восстановлению торгового баланса».  «Мы не собирались запретить алжирцам покупать то, что они хотят, вовсе нет…» — продолжил М.бин-Муради. Речь шла о постепенном установлении равновесия и возможности максимально использовать местную продукцию, с тем, чтобы заместить импортную.

Согласимся, финики, тот же тунец и мясо птицы, в конце концов, производятся и в Алжире. А вот сотовые телефоны – нет. Так же, как и лосось, обложенный 30% налогом. И, рискнем предположить, многие виды местных сыров уступят французским и итальянским. Да и мясо голландского и бразильского производства лучше местного по качеству, и ни о какой равноценной замене речи быть не может.

По мнению министра, альтернативы эти мерам в плане «компенсации шока, испытанного национальной экономикой, нет». Все отрасли, кроме нефтегазовой, так или иначе, работали на увеличение торгового дефицита. Разумеется, министр не упомянул об основном факторе – гипертрофированных военных расходах, тяжким бременем, ложащихся на бюджет.

М.бин-Муради привел пример, касающийся напитков, которые были импортированы в 2017 году на сумму от 400 до 450 млн долларов США, при этом напитков местного производство было отгружено всего лишь на 12 млн долларов. Приостановка импорта позволит местной пищевой промышленности нарастить производство, а население приучит пить местную кока-колу и фруктовые соки. Тем более, что сырье для их производства в Алжире имеется. «Даже инвестиции, сделанные в свое время в производство тех или иных видов продукции, были реализованы лишь на 20-25% от запланированных. А те, кто собирается вкладываться в производство, хотят выпускать известную продукцию, носящую известные марки и названия», — посетовал министр торговли.  Возможно, платежи за использование франшизы или лицензий меньше прямого импорта, но, так или иначе, население страны в результате импортных ограничений испытает определенные неудобства.

Диспропорция, по словам М.бин-Муради, существует еще в таком контексте: того, что ввозится из-за границы, по ресурсам как раз требуется на 80%, для подготовки и загрузки работой местных кадров в отечественной промышленности. Для увеличения степени локализации. Например, в производстве автомобилей, для сборки которых  в прошлом году было импортировано деталей и узлов на сумму в 1.7 млрд долларов США. И которая, может вырасти до 3 млрд долларов в ближайшие пару лет.

Режим тарифного регулирования, на который планируется перевести алжирский импорт, основан на введении тарифной сетки. Впрочем, отвечая на вопрос о значении тарифов, которые будут применяться в будущих бюджетах, М.бин-Муради ответил, что на сегодня конкретного представления на этот счет у правительства пока нет. Речь идет лишь о принципиальном подходе, о смене концепции. Таким образом, может оказаться, что ставки тарифов окажутся таковы, что покупать импортные товары все равно будет невыгодно.

Касательно вопроса поддержки торговли, министр ответил, что государство оказывает косвенное дотирование импорта путем поддержания обменного курса динара на низких значениях при осуществлении внешних расчетов.

«К сожалению, многие импортеры, работающие с банками в импортных операциях, не учитывают реальную стоимость динара, а она выше, чем та, что определена в рыночных расчетах, таким образом, занижая курс, государство косвенно поддерживает импорт», — изложил свою точку зрения М.бин-Муради.

Для импорта может быть это и хорошо, но вот для поддержки экспорта, не совсем, и каким образом государство будет регулировать курс в этом смысле, если речь идет о восстановлении торгового баланса, а он невозможен только за счет ограничения импорта – непонятно.

Министр также предостерег от соблазнов воспользоваться иными, чем официальные каналы осуществления расчетов при импортных операциях, намекая на традиционную для Ближнего Востока систему расчетов «хаваля». По его мнению, сосредоточиться надо на контроле над курсом динара, и, кроме того, на адресной поддержке правительством отдельных импортеров, что может означать лишь крупные торговые структуры, возможно, аффилированные с Министерством торговли.

Прокомментировал министр и нововведение касательно обязательного предоставления импортерами документа, подтверждающего, что ввозимый товар имеет хождение на рынках в стране происхождения, вполне возможно, что имеется в виду аналог сертификата происхождения, хотя, не исключено, власти придумали какой-то новый повод придраться к импортерам, то этот документ имеет обще применяемый в мире характер.

Согласно официальным данным таможенных органов, 40% алжирского импорта составляют закупки в трех странах: в Китае, Франции и Испании.

Меры правительства АНДР по регулированию импорта, по нашей оценке, носят в большей степени административный характер и весьма условно могут быть отнесены к рыночным механизмам регулирования. Отсутствие на сегодня критериев тарифной политики, которая готовится на замену прежней, означает, что в течение ближайших двух-трех лет потребительский рынок Алжира может столкнуться с товарным дефицитом, а цены на ряд продуктов и товаров вырасти. Не исключен также и рост контрабандой торговли, которую трудно контролировать из-за протяженных границ страны. Поэтому положительного эффекта от такого подхода к решению экономических проблем, ожидать вряд ли стоит.