- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Турция и Катар усиливают присутствие в Судане

Итоги последнего по времени визита президента Турции Р.Т.Эрдогана в Судан 24-25 декабря эксперты расценивают как попытку  турецко-катарского альянса серьезно побороться с Эр-Риядом и Абу-Даби в рамках укрепления своего влияния в этой стране, и в регионе Африканского Рога в целом. Официально главной целью визита было стремление турецкого президента получить официальные права аренды некогда турецкого острова Суакин на Красном море. В реальности же речь шла о более глобальных вещах, и в частности о реализации еще одного пункта стратегии по созданию турецко-катарского «полумесяца» влияния в зоне между КСА и АРЕ. Помимо этого, и Доха, и Анкара расценивают усиление степени своего влияния в Судане как важный шаг для начала процесса своей массированной военно-экономической эспансии в страны Африки. Что касается Суакина, то Турция получила от суданского президента О.аль-Башира разрешение на строительство там своей военной базы официально, хотя, по факту, турки активно там работают над созданием портовой инфраструктуры уже год.  Во время декабрьского визита Р.Эрдогана стороны лишь официально заключили соглашение об этом, введя его в международно-легитимное поле. Плюс ко всему согласовали состав совместной комиссии по выплате компенсаций со стороны Анкары (читай: Дохи) жителям Суакина за строительство на их землях портовой и военной инфраструктуры. Таким образом, вопрос о строительстве военной базы решен окончательно, и теперь Турция будет официально владеть тремя такими объектами в регионе. Это собственно в самом Катаре, в Могадишо (Сомали) и теперь в  Судане. К этому же добавим строящуюся военную базу Катара в Уганде. Вообще надо особо отметить, что визит Р.Т.Эрдогана в Судан — это не только его инициатива, а сознательная тактика его союзника в регионе в лице Катара. Именно Доху надо полагать основным локомотивом этой поддержки расширения турецкого влияния в Африке. Катар в данном случае всегда играл в Судане важную роль. Доха долго пыталась заниматься медиаторством в рамках разрешения кризиса в Дарфуре, и в этой связи имеет наработанные связи в окружении О.аль-Башира. Судан для Катара и Турции,  помимо вопросов конкуренции с враждебным альянсом в лице АРЕ-ОАЭ в свете установления своего военно-политического влияния  в регионе Африканского Рога, крайне важен с точки зрения и еще двух моментов.

  1. Это обеспечение операций по переброске катарского и турецкого оружия через Судан в Ливию в рамках сохранения там своего влияния и противостояния попыткам доминирования там со стороны того же альянса в лице АРЕ-ОАЭ.
  2. Это снижение уровня влияния на Судан со стороны Саудовской Аравии, которая является антагонистом Катара. Судя по маневрам суданского президента в рамках диверсификации своих внешних контактов и крена в сторону Катара и Турции, эта политика пока успешно реализуется. И именно по этой причине престарелый король КСА Сальман засобирался в Судан. Двусторонние отношения явно переживают, если не кризис, то застой. И связано это в том числе и с сокращением финансирования со стороны Эр-Рияда в рамках поддержания курса суданского фунта, что и привело к его девальвации и соответственно к массовым народным волнениям в прошлом месяце. О.аль-Башир, конечно, в данном случае торгуется, но эксперты при этом уверены, что уровень катарско-турецкого присутствия в Судане сохранится при всех вариантах итогов визита саудовского монарха в Хартум. 27 декабря Эрдоган направил своего премьер-министра Бинали Йылдырыма в Эр-Рияд, чтобы успокоить короля Сальмана по поводу катарского присутствия в Судане, но, судя по всему, это у него не получилось. И в данном случае надо иметь ввиду еще одну важную причину попыток Анкары и Дохи затянуть Хартум в зону своего влияния. Это идеологическая близость Хартума к глобальному движению «Братья-мусульмане», которых ваххабитская Доха полагает главным механизмом распространения своего влияния  в мусульманском мире.

Таким образом, база в Суакине — это, грубо говоря, надводная часть айсберга  в рамках укрепления контактов Хартума не только с Анкарой, но и с Дохой в первую очередь, в рамках выстраивания стратегического партнерства в сфере безопасности.  Эта тенденция была закреплена во время совещания в Хартуме за закрытыми дверями 25 декабря, в котором приняли участие начальники штабов вооруженных сил Турции Хулуси Акар, Судана Имад Эддин Мустафа Адави и Катара Ганем бен Шахин аль-Ганем. То есть, это событие происходило во время визита Р.Т.Эрдогана, и катарцы синхронизировали с ним визит своего начальника Генштаба. По итогам совещания были достигнуты договоренности о  строительстве порта базирования на Суакине  (в том числе и для поддержания боеготовности ВМФ Судана); проведения совместных суданских и катарских военных учений;  оказания турецкой технической помощи суданской армии. Таким образом, Доха становится по факту полноценном участником этого союза.

Также были достигнуты договоренности об активизации контактов по линии спецслужб. В принципе турецкие и суданские службы на протяжении уже долгих лет имеют секретную  договоренность об обмене разведданными и выдаче подрывных элементов. Но теперь этот процесс получил дополнительный импульс к развитию. В рамках подготовки визита   Р.Т.Эрдогана в Хартум глава суданской Национальной службы разведки и безопасности (НСРБ) генерал Мухаммед Атта аль-Мула Аббас 22 декабря посетил Анкару и встретился со своим коллегой из турецкой Национальной разведывательной организации (МИТ) Хаканом Фиданом. Одновременно он передал трех арестованных в Судане сторонников имама Фетхуллаха Гюлена. Эти жесты дополнительно способствовали успеху будущих двусторонних переговоров по безопасности во время визита турецкого президента в Судан. В том числе и в рамках достижения договоренности об активизации обмена разведданными на египетском и ливийском направлениях.