- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О визите секретаря Совета безопасности Н.Патрушева в Алжир

Менее чем за полгода Алжир второй раз посещает высокопоставленная российская делегация. В октябре 2017 года эту страну посетила многочисленная группа из представителей российской политики и бизнеса во главе с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым, а в последних числах января 2018 года в АНДР также с двухдневным визитом побывала внушительная делегация, преимущественно из дипломатов и силовиков во главе с секретарем Совета безопасности Николаем Патрушевым.

О степени важности данного мероприятия свидетельствует то, что с последним встретились все сколько-нибудь значащие представители алжирских властей, начиная с руководства МВД и спецслужб (включая Атмана Тартага, главу DRS, сменщика генерала Мухаммеда Медьена, легендарного выпускника Высшей школы КГБ) до самого президента Абдельазиза Бутефлики, который в последний год заметно ограничил личные встречи с иностранными гостями по причине ухудшения собственного здоровья.

Также показательно, что Патрушева во время его визита сопровождал целый сонм высокопоставленных представителей руководства МИД и МВД РФ (заместители министров), а также ФСБ, ответственных лиц из ФСВТС (Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству) и др.

Их присутствие в Алжире наглядно продемонстрировало степень и «контуры» интереса властей АНДР.

Алжирский интерес в данном случае диктуется и стремлением более продуктивно бороться против радикального исламистского подполья.

В этой связи интересным будет заметить, что на днях англоязычные источники распространили информацию о том, что лидер запрещенного в РФ «Исламского государства» Абу Бакр аль-Багдади перебрался из Сирии «в одну из серых зон поблизости от алжирских границ».

Как бы там ни было, но расширенный состав российской делегации показал рост взаимного внимания сторон к углубленному сотрудничеству друг с другом, особенно по «силовой» и внешнеполитической линиям.

Разумеется, алжирскую сторону традиционно интересовало, несмотря на заметное ухудшение ситуации с финансами, закупка вооружений, тем более, что бюджет 2018 года в этом отношении нисколько алжирских силовиков, кормящихся от соответствующих зарубежных контрактов, не ограничивает.

Однако это лишь одна из многих граней данного визита.

В частности, особенно важным является установление прямого контакта между представителями руководства российских и алжирских спецслужб после отставки М.Медьена, что выводит их отношения на иной, более доверительный и глубокий уровень сотрудничества.

Не менее насущными для руководства АНДР являются вопросы внешней политики и в том числе в странах Северной Африки и Сахеля.

За время сирийского кризиса стороны создали атмосферу доверительных отношений, активно помогая друг другу в деле сохранения режима Башара Асада – в то время как Москва оказывала ему непосредственную военную поддержку, Алжир отбивал против него все атаки в ЛАГ, предпринимаемые Катаром и Саудовской Аравией, методично способствуя срыву планов его дипломатической изоляции.

Заметное изменение ситуации в САР, вызванное во многом именно действиями Москвы, заставило алжирское руководство еще более пристально посмотреть в сторону России и забыть многие из прежних обид, связанных с эпохой Горбачева-Ельцина, когда в условиях собственных обострившихся проблем российская сторона уже не могла оказывать прежнее внимание своему алжирскому союзнику.

И теперь с помощью Москвы Алжир не против решить собственные проблемы, связанные с обострением ситуации в Ливии, Мали и Западной Сахаре.

Крах режима Каддафи в 2011 г. заметно усугубил ситуацию с безопасностью АНДР.  Именно из Ливии в последние годы совершалась значительная часть террористических атак (самые серьезные – захват газоперерабатывающего комплекса в Ин-Аменасе, в результате чего газовая отрасль страны понесла сильный ущерб, от последствий которого она оправилась лишь год назад, и похищение губернатора провинции Иллизи в 2013 г.)

Чтобы минимизировать исходящие из Ливии вызовы, алжирское руководство стало активно участвовать в попытках ее стабилизации, и в частности, фактически именно с помощью Алжира в 2015 г. в Триполи утвердилось признанное многими странами мира правительство Фаиза Сараджа, претендующее на получение полноты власти в стране.

Однако этому помешали действия фельдмаршала Халифы Хафтара, которым, по мнению представителей алжирской стороны, максимально способствует Россия, которая тем самым, по сути, торпедирует соответствующие усилия АНДР.

До октября 2017 г. эти две страны, успешно сотрудничавшие по Сирии и имеющие серьезные интересы в Ливии и возможности повлиять на развитие в ней ситуации, так и не смогли полноценно обсудить создавшееся положение и наладить по ней полноценное взаимодействие, продолжая действовать «враздрай».

В октябре 2017 г. алжирская сторона в лице самого президента А.Бутефлики, сделала первый настоящий шаг навстречу России, пригласив представителей ее руководства для обсуждения накопившихся проблем в отношениях, в том числе и по Ливии.

В частности, России предлагалось «надавить» на Хафтара, чтобы он признал правительство Сараджа в обмен на предоставление ему пожизненных гарантий полноценного участия в разделе высшей ливийской власти и доходов от энергоресурсов.

Сейчас алжирская сторона конкретизирует свои предложения. Так, Москве гарантировалось (через правительство Сараджа) полноценное участие в разделе ливийских железнодорожных, оружейных, энергетических контрактов и даже предоставление там полноценной военной базы.

Приняв это условие, Россия должна была автоматически сделать ставку на Триполи и тем самым гарантировать выживаемость триполитанского правительства.

Отчасти «ошеломительным» оказалось и предложение по Мали – по сути, Москве передали французское предложение, согласно которому Париж, практически бесплодно потративший пять лет на военную интервенцию в этой стране и все более тяготящийся этой своей ролью, готов уступить право мирного урегулирования в ней кому-то другому, например – России.

Что же касается Алжира, то его также тревожит положение в Мали. Разумеется, что присутствие у его границ крупного воинского контингента Франции лишь усиливало подозрения руководства АНДР относительно искренности Парижа.

С другой стороны, простой уход французов из Мали способен создать алжирским лидерам дополнительную головную боль на южных протяженных границах их страны.

Необходимо учесть тот факт, что единая прежде страна фактически распалась на несколько «серых» зон, условно контролируемых радикальными исламистскими группировками, сепаратистами-туарегами, официальными властями Бамако и французскими военными, а также их африканскими союзниками.

Соответственно, АНДР открыто предлагает России помощь, в том числе и логистическую, для «стабилизации Мали по сирийскому образцу», то есть участие в вооруженной интервенции в этой стране с оборудованием там полноценных военных баз и с опорой на алжирскую территорию.

Также алжирские лидеры призывают российскую сторону обратить большее внимание на ситуацию в Западной Сахаре и содействовать (в том числе через институты ООН), ее «деколонизации», то есть, занять в данной случае антимарокканскую позицию.

Ради того, чтобы Москва сделала это, алжирские лидеры готовы гарантировать сохранение за ней на продолжительный срок военные контракты (за исключением сегмента ВМФ, где основную часть соглашений по ВТС реализуют Италия, Германия, Китай и Великобритания).

И, наконец, Алжир призывает Россию и далее сдерживать падение цен на нефть и газ, чего, по мнению его руководства, добивается нынешняя американская администрация Дональда Трампа, способствующая вводу в строй новых нефтяных скважин на своей территории.

По данным алжирских источников, соответствующие предложения, расписанные более детально, будут переданы руководству «профильных» российских служб.

Вопрос – насколько это всё будет интересно самой Москве.