- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об особенностях донорской политики арабских стран в Йемене

Начало 2018 года ознаменовалось существенным сдвигом в донорской политике арабских стран Залива, прежде всего Саудовской Аравии и ОАЭ в отношении Йемена.

Подвергаемые обструкции со стороны международного сообщества и высоких представителей ООН, включая генерального секретаря, два лидера арабского мира решили, по-видимому, кардинально пересмотреть свой подход к гуманитарной проблеме Йемена. Не сбавляя военно-политического давления на хоуситов и другие недружественные группировки в Йемене, Эр-Рияд и Абу-Даби, решили продемонстрировать международному сообществу полную готовность содействовать восстановлению разрушенной страны и, в частности, обеспечению гуманитарной помощью более 13 млн нуждающихся.

Так, в середине января 2018 г. Cаудовская Аравия и ОАЭ озвучили свои новые финансовые обязательства в размере 1 млрд долларов на гуманитарное содействие Йемену, а также обязались обеспечить выделение еще дополнительно 500 млн долларов за счет других доноров региона, не конкретизируя как именно и от каких стран поступят эти средства. Если все заявленные обязательства притворятся в жизнь, план гуманитарного реагирования ООН на 2018 год будет сразу же финансово обеспечен на 50% (его ориентировочный бюджет в форме донорского призыва составляет сегодня 2.96 млрд долларов, но может корректироваться в течение года в зависимости от динамики гуманитарной ситуации).

Обращает на себя внимание, что неожиданная донорская активность арабских стран по стечению обстоятельств совпадает с активизацией КСА военной компании в Йемене со второй половины прошлого года, включая блокаду гуманитарных и торговых поставок через крупнейшие морские порты Йемена, активизацию военных действий своих прокси против хоуситов. Военная эскалация привела к существенному увеличению числа нуждающихся в гуманитарном содействии до 23 млн человек (прирост в течение 2017 года составил 3 млн человек), что поставило Йемен на грань гуманитарной катастрофы и спровоцировало довольно жесткую критику в адрес Эр-Рияда со стороны руководства ООН и представителей западных стран. Взятые в начале текущего года КСА и ОАЭ масштабные финансовые обязательства стали своеобразной реакцией на эти обвинения.

Генеральный секретарь ООН, свою очередь, сразу же отреагировал на новые обязательства доноров, выразив им признательность и призвав все донорское сообщество незамедлительно конвертировать свои обещание в конкретные финансовые ассигнования по каналам гуманитарных агентств ООН, отвечающих за различные кластеры содействия (продовольствие, защита, здравоохранение, гигиена и пр.). В этом как раз и кроется главная загвоздка, поскольку условия выделения донорских взносов и модальность их использования ни Саудовская Аравия, ни ОАЭ не конкретизировали. Следует ожидать, что контролируемые хоуситами районы в зону охвата гуманитарной помощи вряд ли попадут – она будет носить весьма избирательный и адресный характер. Будут ли задействованы традиционные механизмы профильных организаций ООН для доставки этой помощи нуждающимся – также пока открытый вопрос. Симптоматично, что одновременно с этим ведомая Саудовской Аравией коалиция начала поставки топлива в северную провинцию Мариб: по данным ООН, в ближайшие недели около 1 млн литров топлива будет поставлено в Йемен (первая партия из 5 танкеров с 180 тыс. литрами топлива уже прибыла в место назначения).

В целом, конечно, донорские усилия арабских стран в Йемене в начале 2018 года сильно активизировались. Отметим, что нынешний тренд не идет ни в какой сравнение с прошлогодней глобальной донорской конференцией по Йемену в Стокгольме (апрель 2017 г.), на которой в общей сложности усилиями 40 государств-доноров удалось мобилизовать лишь 1.1 млрд долларов. При этом Саудовская Аравия подписалась под чеком в 150 млн долларов и еще по 100 млн долларов выделили ОАЭ и Кувейт. На том этапе ведущие западные доноры – Великобритания, Еврокомиссия и США выделили в совокупности 300 млн долларов.

Насколько новый тренд продолжит развиваться и насколько остальные арабские страны Залива, прежде всего Кувейт и Катар, к этой донорской гонке присоединятся, пока не ясно. Очевидно, что принятые решения тщательно взвешены, едва ли они принимались наспех как реакция на призывы ООН либо как попытка смягчить последствия активизации саудовской военной кампании в Йемене, которая и привела к серьезной эскалации гуманитарной ситуации. Напротив, здесь явно кроется некий политический расчет, основанный на всесторонней оценке текущей геополитической ситуации вокруг Йемена и вероятных сценариев развития событий в обозримом будущем.

Примечательно, что донорская активность Саудовской Аравии и ОАЭ совпала с новой волной дестабилизации ситуации в Адене, где обострились вооруженные столкновения между поддерживаемым Саудовской Аравией правительством во главе с президентом А.М.Хади и т.н. Южным переходным советом, подстрекаемым ОАЭ. А это уже совершенно новый поворот, сигнализирующий о намечаемом расколе между членами коалиции, некогда выступающей единым фронтом против проиранских хоуситов, контролирующих север Йемена. Очевидно, что донорская активность как Эр-Рияда, так и Абу-Даби может быть связаны с их возросшей внутренней борьбой за влияние в Южном Йемене. В частности, несколько ранее Саудовская Аравия перечислила напрямую в качестве депозита в Центральный банк Йемена 2 млрд долларов в рамках чрезвычайных мер, направленных на предотвращение резкой девальвации йеменской национальной валюты, что в свою очередь угрожало финансовым крахом правительству А.М.Хади. ОАЭ, в свою очередь, не имея сильных рычагов воздействия на правительство в Адене пыталось всеми путями добиться его смещения, в конечном счете сделав ставку на сепаратистские силы.

В итоге, новая военная напряженность на юге Йемена с 29 января уже  привела к приостановке гуманитарных интервенций ООН в районе Адена и, в частности, нарушению поставок продовольствия, закрытию медицинских учреждений, блокированию морского порта Адена и аэропорта. В случае дальнейшей эскалации конфликта в районе Адена под удар может быть поставлена вся комплексная гуманитарная операция на юге Йемена, проводимая при участии 70 партнеров из числа международных и неправительственных организаций и охватывающая регулярной помощью более 2,5 млн человек.

В хитросплетениях политики арабских государств вокруг Йемена интересно наблюдать за донорской активностью этих стран на гуманитарном треке, часто являющейся важным индикатором меняющихся приоритетов. В этом контексте, дальнейшие шаги Саудовской Аравии, ОАЭ и других стран залива в отношении распределения финансовых взносов на помощь Йемену будут представлять большой интерес.