- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Французские политики о росте агрессивного антисемитизма в стране

Франция столкнулась с «новым видом антисемитизма», для которого характерно применение насилия. Об этом заявил в среду на этой неделе премьер-министр Франции Эдуар Филипп, представляющий правоцентристскую партию «Республиканцы», в связи с нападением на 8-летнего еврейского ребенка, на голове которого была кипа, совершенном в одном из пригородов Парижа. Президент Франции Эмманюэль Макрон (возглавляет социал-либеральную партию «Ассоциация за обновление политической жизни») тоже выступил с осуждением этого нападения и охарактеризовал его как «жестокое». Согласно сообщениям французских СМИ, на еврейского ребенка напали двое подростков, которые повалили его на землю и избивали его ногами. Начато расследование, однако какие-либо подозреваемые пока не задержаны.

8-летний еврейский мальчик был избит в понедельник на оживленной улице в городке Сарсель (население 58654 человека по данным 2006 года), расположенном в 17 км к северу от Парижа. Это произошло после того, как он вышел в половине седьмого вечера на улицу и отправился на частный урок по математике. По дороге на него напали двое подростков, которым было на вид лет по 15. Согласно сообщениям французских СМИ, они «толкали его, пока он не упал, после чего избили его и убежали». Ребенок получил медицинскую помощь, а его семья подала жалобу в полицию. «Ему не потребовалась госпитализация, однако он находится в шоковом состоянии, — сказал журналистам мэр города Сарсель Франсуа Пуппони.

Нападавшие ничего не говорили на протяжение всего инцидента, однако из полиции было сообщено, что, поскольку «подростки ничего не украли, а кипа на голове мальчика была видна всем», следователи исходят из предположения, что причиной нападения стал антисемитизм. В Сарселе, который из-за присутствия значительного еврейского населения в обиходе часто именуют «маленьким Иерусалимом» и даже «маленьким Израилем». В этом городке проживают как евреи (главным образом выходцы из Алжира, Туниса и Египта), так и мусульмане (также преимущественно выходцы из стран Северной Африки). Как отмечается, на протяжении последних трех лет напряженность в отношения между двумя этими общинами постоянно все более обостряется. При этом агрессия всегда проистекает со стороны мусульман.

Упомянутое нападение на 8-летнего мальчика в начале этой недели — это не единственный инцидент такого рода в городе с начала текущего года. Около трех недель назад еврейская девушка подверглось нападению в Сарселе, выйдя после занятий из местной еврейской общинной школы. К этому следует добавить, что на стенах местного кошерного продуктового магазина были недавно нарисованы свастики, а сам этот магазин был подожжен.

Выступая во французском парламенте, премьер-министр Эдуар Филипп сказал в частности, что в последнее время во Франции, в стране с самым многочисленным в Западной Европе еврейским населением (478 тысяч, по оценке 2013 года) появился антисемитизм нового типа. «Чтобы бороться с чем-либо, необходимо, прежде всего, набраться мужества и сказать об этом в полный голос. Надо признать, что есть антисемитизм нового типа, применяющий насилие и брутальный, который все больше и больше дает о себе знать в нашей стране, — сказал премьер-министр. Однако при этом уместно отметить, что Эдуар Филипп, как и другие французские политики, не стал публично подчеркивать того очевидного факта, что источником этого «антисемитизма нового типа»» является многочисленная мусульманская (преимущественно арабская) община, состоящая из иммигрантов, многие из которых сохраняют гражданство стран исхода, и их родившихся уже во Франции детей и внуков. Без преувеличений можно сказать, что упомянутый «антисемитизм нового типа» представляет собой, прежде всего, перенесенное на французскую почву с Ближнего Востока продолжение арабо-израильского конфликта.

В данном контексте следует упомянуть о том, что министр внутренних дел Франции Жерар Коллон (член Социалистической партии), а также лидеры еврейской общины Франции заявили недавно, что число антисемитских инцидентов во Франции возросло в течение прошедшего месяца после того, как на протяжении нескольких предшествующих лет оно имело тенденцию к снижению. К этому следует добавить, что, согласно данным, обнародованным французским МВД, в прошлом году в целом возросло число расистских актов с применением насилия. Однако существенно то, что при этом в особенности возросло именно число антисемитских инцидентов такого рода. Так, если в 2016 году во Франции было зарегистрировано 77 антисемитских инцидентов с применением насилия, то в 2017 году аналогичный показатель составил уже 97, то есть речь идет о росте на почти 20%.

На состоявшейся на прошлой неделе встрече с еврейскими лидерами министр Жерар Коллон сказал им, что насилие на антисемитской почве представляет собой «нападения на ту общую основу, которая объединяет нас как нацию». Что касается президента Эмманюэля Макрона, то он обнародовал в социальных сетях свою реакцию на антисемитский инцидент в городе Сарселе, написав, что «каждый раз, когда какой-то гражданин (Франции – В.Ч.) подвергается нападению из-за своего возраста, внешности или религии, подвергается нападению все государство».

Подводя итог, следует упомянуть  о том, что агрессивный антисемитизм является основной причиной постепенного сокращения численности еврейского населения Франции. Пика своей численности оно достигло в 1970 году (530 тысяч человек) и с тех пор постоянно уменьшается. Значительная часть французских евреев репатриируется в Израиль. На протяжении последних лет это западноевропейское государство прочно удерживает за собой третье место (после России и Украины) по числу еврейских репатриантов, пребывающих из него в Израиль. Однако, несмотря на призывы израильских политиков, в том числе премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, речь пока не идет о массовой репатриации. Ежегодно в Израиль переселяется лишь по нескольку тысяч французских евреев. Несмотря на рост антисемитизма в его агрессивных проявлениях и тесную эмоциональную связь с еврейским государством, большинство евреев пока удерживает во Франции опасение не найти соответствующей их квалификации работы и лишиться того материального благополучия, которое они имеют на сегодняшний день.