- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Судане и Южном Судане: декабрь 2017 г.

В начале декабря стало очевидно, что арест в ноябре могущественного некогда полевого командира Мусы Хилаля позволил Хартуму усилить контроль за регионом Дарфур, однако он же мог повлечь за собой новые вспышки насилия.

М.Хилаль — бывший союзник Хартума — был арестован в конце ноября в штате Северный Дарфур в районе его родного города Мастариаха после кровопролитных боев, имевших место в этом районе.

Согласно одной из точек зрения, арест М.Хилаля спровоцирует столкновения между двумя могущественными арабскими кланами, ранее бывшими вместе, когда в рядах проправительственной арабской милиции «Джанджавид» они воевали против дарфурских повстанцев.

В первые годы боевых действий в Дарфуре М.Хилаль — влиятельный глава ветви махамид арабского племени резейгат — возглавлял «Джанджавид». Его арест был осуществлен подразделением полувоенных «Сил быстрой поддержки» (RSF), составленным из бойцов другой ветви племени резейгат. Считается, что боевые действия между этими двумя ветвями данного племени — это только начало новой резни в Дарфуре, на сей раз — между арабами.

М.Хилаль фигурирует в «черном списке» ООН, в который включены лица, совершившие «жестокости» в Дарфуре.

Ранее Хартум неоднократно заявлял о прекращении боевых действий в Дарфуре. Он даже начал кампанию по разоружению ранее союзных с ним арабских полувоенных формирований. Некоторые считают, что главной целью этой кампании было ослабление М.Хилаля, в последнее время почувствовавшего себя слишком самостоятельным. Главным источником могущества М.Хилаля было то, что его формирования контролировали несколько шахт по добыче золота.

Численность формирований, подконтрольных М.Хилалю, оценивается в 3 тысячи человек. Для его ареста понадобилось мобилизовать 10 тысяч бойцов неподконтрольных ему формирований.

Арест М.Хилаля был выполнен в момент, когда идет процесс сокращения численности совместной Миссии ООН и Африканского союза в Дарфуре (Minuad).

Сталкивающийся с серьезным финансовым кризисом, Судан 11 декабря временно запретил импорт 19 наименований товаров, включая продовольственные, с тем, чтобы защитить суданский фунт. Спрос на доллары резко подскочил после отмены американского эмбарго. Это привело к тому, что если официально за 1 доллар дают 6,7 суданских фунтов, на «черном» рынке он стоит 27 суданских фунтов.

24 декабря в Хартум с визитом впервые прибыл президент Турции Р.Т.Эрдоган. В тот же день его принял президент О.аль-Башир. В ходе встречи был подписан ряд двусторонних соглашений сотрудничестве в сферах сельского хозяйства, экономики, обороны. Обе страны заявили о намерении довести объем торгового оборота между ними с существующих 500 млн долларов до 1 млрд в ближайшей перспективе и до 10 млрд в среднесрочной перспективе.

30 декабря президент Судана ввел чрезвычайное положение сроком на 6 месяцев в двух штатах, где ранее было относительно спокойно. Речь идет о штатах Северный Кордофан в центральной части страны и Кассала на границе с Эритреей. При этом не сообщались причины, по которым это было сделано. До этого режим ЧП действовал в семи штатах- в пяти штатах региона Дарфур, в Южном Кордофане и Голубом Ниле.

 

1 декабря на ежегодной ассамблее Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) высокопоставленный чиновник МИД Южного Судана Мозес Аколь Аджавин объявил о намерении его страны присоединиться к Конвенции о запрещении химического оружия. «У Южного Судана нет никаких причин для того, чтобы быть вне Конвенции», — заявил он, сообщив, что Джуба практически завершила все процедуры, которые приведут ее к членству в ОЗХО.

Если это произойдет, останутся только три страны, не присоединившиеся к Конвенции — Израиль, Египет и Северная Корея.

Конвенция о запрещении химического оружия вступила в силу в 1997 году. Ее участниками являются 192 страны. К настоящему времени под контролем ОЗХО уничтожены свыше 96% декларированных запасов химического оружия.

4 декабря президент Южного Судана Сальва Киир объявил, что его страна потратила миллионы долларов на приобретение беспилотных летательных аппаратов (БЛА) и видеокамер наружного наблюдения, которые будут содействовать борьбе с преступностью в столице страны. В первой поставке израильской компании Global Group значатся 2 БЛА и 11 камер наружного наблюдения. Пункт управления БЛА развернут в Учебном центре полиции.

После реализации всей поставки Джуба получит еще до 100 камер и несколько БЛА. Израильская компания подготовила 150 южносуданских полицейских к работе с этой техникой.

8 декабря стало известно, что за три дня боев между двумя кланами в штате Западные озера (250 км к северо-западу от Джубы) погибли свыше 60 человек. Конфликт вспыхнул из-за спорных территорий для выпаса скота между представителями народностей динка, рап и пакам. К 12 декабря число убитых выросло до более чем 170 человек. Власти были вынуждены ввести в регионе чрезвычайное положение и направить туда войска.

14 декабря Совет Безопасности ООН продлил мандат Миссии ООН в Южном Судане, правда, на сей раз всего на три месяца. Одновременно Совбез единогласно выразил «глубокую озабоченность» в связи с продолжающимися вспышками насилия в этой стране. Он констатировал, что в Южном Судане продолжаются проблемы с доставкой гуманитарной помощи, осудил «использование больниц и школ в военных целях».

Одна из причин, по которой мандат Minus был продлен всего на 3 месяца, а не на год — идущий сейчас в ООН процесс пересмотра расходов на миротворческие операции. Это делается в рамках «Стратегического исследования» необходимости проведения каждой из миротворческих операций.

18 декабря в Париже неправительственная организация «Международная солидарность» объявила о потери связи с тремя ее сотрудниками, работавшими в Южном Судане. Информация об их национальности не сообщалась. Известно, что они пропали на пути из населенного пункта Рага (штат Лол) на северо-западе Южного Судана в город Авейл.

Со своей стороны министр информации штата Лол сообщил, что отряд повстанцев Риека Машара устроил засаду в 30 км от Раги, в которой были убиты 8 гражданских лиц, похищены 4 гуманитарных работника.

По версии представителя повстанцев Лама Поля Габриэля, они «перехватили» автоколонну с оружием и боеприпасами правительственных сил и «спасли 4 гуманитарных работников, которых военные использовали в качестве живого щита». Он пообещал, что четверо будут освобождены живыми и невредимыми.

Уже 19 декабря стало известно, что был  похищены 6 сотрудников гуманитарных организаций, 1 иностранец и 5 южносуданцев. День спустя они были освобождены.

В третьей декаде декабря в Эфиопии под эгидой регионального объединения стран Восточной Африки IGAD была организована встреча представителей враждующих южносуданских сторон. Считалось, что ее результатом могло быть подписание очередного соглашения о прекращении огня. Но эти надежды едва не были тут же похоронены атакой правительственных сил на один из оплотов повстанцев – город Ласу в провинции Экваториальная. Эта атака вынудила местное население бежать в соседнюю ДРК.

Представители правительственных сил попытались не давать повод для срыва переговоров в Аддис-Абебе, заявив, что не было никакой атаки, и что город Ласу якобы находился под их контролем, и что обороняющейся стороной были именно правительственные силы. Эти заявления были явно лживыми, так как примерно одновременно был опубликован правительственный доклад, в котором признавалось, что Ласу находился под контролем повстанцев.

Несмотря на события в Ласу, 21 декабря в Аддис-Абебе после четырех дней переговоров было объявлено, что Джуба и основные группировки повстанцев достигли соглашения о прекращении огня начиная с полуночи 24 января. Кроме замораживания передвижений войск соглашение предусматривало, что стороны конфликта гарантируют защиту гражданского населения и беспрепятственный доступ гуманитарной помощи.

22 декабря в Джубе после 12-дневной поездки по стране делегация Верховного комиссариата ООН по правам человека заявила, что «глубоко возмущена» жестокостями, совершенными всеми сторонами южносуданского конфликта. Эксперты ООН потребовали, чтобы виновные в совершении этих жестокостей были преданы правосудию. По большому счету, именно этого больше всего боятся и в Джубе, и в руководстве повстанцев, поэтому очевидно, что продолжение войны выгодно и тем, и другим.

Подтверждая эти слова, уже 24 декабря Джуба и повстанцы обменялись взаимными обвинениями в нарушении режима прекращения огня. В частности, повстанцы сообщили, что правительственные войска атаковали их позиции в городе Биех Пайям на севере страны, а также в графстве Ей (юго-запад). Представитель южносуданской армии опроверг эту информацию, указав в свою очередь на «серьезные нарушения» режима прекращения огня в стране. По его данным, в частности, в штате Амади на юге страны повстанцы атаковали из засады автоколонну с грузом продовольствия. Эта атака была отражена, погибли 5 повстанцев. Как представляется, это не последние нарушения и обвинения в их совершении.