- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Пакистан занял жестко негативную позицию в отношении планов США по Афганистану

США считают, что к настоящему времени все стороны в Афганистане готовы к общенациональному примирению и завершению конфликта, кроме радикального движения «Талибан». Об этом сообщил в четверг на брифинге для журналистов первый заместитель госсекретаря США Джон Салливан, который на днях нанес визит в Афганистан и провел переговоры с руководством этой страны в Кабуле. «На данном этапе, как представляется, все, кроме [движения] «Талибан», готовы к миру. Атаки [движения] «Талибан», направленные против мирных граждан, демонстрируют, что оно не готово вступать в добросовестные переговоры о мире», — сказал первый заместитель главы внешнеполитического ведомства США. Поразительная особенность внешнеполитического ведомства США активно подыгрывать своему президенту в его желании не видеть того, чего он видеть не желает. Интересно, какие такие силы реально стремятся к «общенациональному примирению» на американских условиях? В Афганистане на сегодня есть только две главные силы, которые стоят в оппозиции к Кабулу. Это собственно сами талибы и еще местные сторонники «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России). Последних даже по самым преувеличенным оценкам насчитывается от 3 до 5 тысяч, но зато «Талибан» контролирует, опять же по разным данным, от 60 до 70 процентов основных уездов Афганистана.  Это, кстати, к вопросу о потенциале ИГ и его способности к экспансии в центральноазиатский регион в перспективе.  Но сейчас не об этом, а о том, что, если талибы (исключительно одни и без всяких иных сил) не хотят мира в Афганистане, то там его не будет. К этому добавим и тот момент, что мира на условиях Вашингтона не хотят в Пакистане и Иране — двух ключевых странах, без желания которых мира в этой стране не будет, даже если поставить гарнизон сил НАТО в каждом населенном пункте. Министерство обороны США не считает, что страна потерпела неудачу в Афганистане. Так, в четверг официальный представитель Пентагона Дана Уайт на брифинге для журналистов прокомментировала слова премьер-министра Пакистана Шахида Аббаси. «Мы не потерпели неудачу [в Афганистане]», — отметила она, отвечая на просьбу прокомментировать высказывания главы пакистанского правительства. Аббаси в интервью газете «Вашингтон пост» не стал давать оценку проводимой Пентагоном в Афганистане военной операции, но на вопрос, «может ли Афганистан превратиться для США в очередной Вьетнам (имеется в виду Вьетнамская война 1964-1973 годов — прим. ТАСС)», ответил: «Да, если вы [США] и дальше будете продолжать [эту операцию]». Можно конечно «не считать», но есть факт: если США за 16 лет потратили на военную кампанию в Афганистане  680 млрд долларов и потеряли только убитыми  2,35 тыс. американских военнослужащих, и при этом в случае вывода войск поддерживаемый Вашингтоном режим падет максимум через пару месяцев, это что? Победа или поражение?

В этой связи обратим внимание на следующее заявление министра обороны Пакистана. Исламабад не настроен портить отношения с Вашингтоном, несмотря на решение президента США Дональда Трампа заморозить военную помощь Пакистану. Об этом заявил министр обороны Пакистана Хурам Дастгир Хан в опубликованном в четверг интервью агентству «Блумберг». По его словам, решение Трампа приостановить передачу 2 млрд долларов, предназначенных для борьбы с терроризмом, не является чем-то значимым для Исламабада из-за того, что в последнее время США систематически урезали объемы военной помощи и не предоставляли уже три года запасных частей для систем вооружения. В этом контексте, указал Хан, Пакистан будет вынужден искать новых поставщиков военной техники в России, Китае, а также в странах Восточной Европы и Южной Америки. И делегация пакистанских военных уже прибывает в Москву с этой целью. Это к вопросу «сужения»  потенциала российского ВПК из-за американских санкций, про который активно говорили отечественные политологи в рамках обсуждения т.н. «кремлевского доклада». Для того, чтобы таким образом «сузить» рынок своего конкурента, необходимо прилично вложится в лояльность своих потенциальных покупателей, а не ограничивать им «прямую военную помощь», как это США сделали с Пакистаном и АРЕ.  Тем более, что американцы в последнюю минуту отказались от идеи помещать ВПК РФ под глобальные санкции. Прежде всего, опять же по теме Афганистана, и неспособности в кратчайшие сроки заместить «российский» сегмент вооружения национальной армии. Но не только, в таком случае американцам придется жестко и последовательно ссориться с половиной мира, которая в той или иной части закупают или пользуются российскими образцами военной техники. В том числе и со своими потенциальными или явными союзниками. Такими, как АРЕ, Индия, Иордания  и ОАЭ, например.

Далее министр обороны Пакистана выразил главную мысль. «Сказать, что из-за одного президента мы начнем приостанавливать наши отношения, будет неправильно и неразумно, — сказал он. — У нас очень давние отношения с США, и мы хотим их сохранить». То есть, если переводить все на нормальный язык, то министр обозначил невозможность и нежелание договариваться персонально с  Д.Трампом в принципе. Другими словами, Исламабад, как и «старая Европа», взяли курс на «пережидание бури» по принципу «и это пройдет». В этой связи отметим интересный факт. Министр обороны Пакистана на закрытом совещании пакистанских силовиков в Равалпинди в начале января, которое было посвящено формированию ответных мер на ультиматумы Вашингтона (а два последних по времени резонансных теракта в Кабуле — это  первые шаги на этом направлении), выступал как раз за очень «жесткую позицию» по отношению к США, говоря о том, что «с этой администрацией договориться не получиться». Таким образом, в Афганистане началось соревнование между Исламабадом и Вашингтоном по вопросу: кто кого чисто силовыми методами убедит в том, что его политика на афганском направлении является неправильной и тупиковой.  И пока у пакистанцев «принуждение к миру» на своих, разумеется условиях, выходит лучше. Более того, в отличие от американцев (Трампу перед вторым сроком возможного президентства придется быть более убедительным в рамках доказательства американских «успехов» в Афганистане, нежели чем представители Госдепа и Пентагона), они настроены «на вечность».