- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О новом пакете донорской помощи для Иордании

Анонсированный накануне новый трехлетний План содействия сирийским беженцам в Иордании на 2018-2020 гг. с общим бюджетом 7.3 млрд долларов подтверждаем неизменность курса западных доноров во главе с США и Великобританией на укрепление Иордании как одного из главных форпостов на Ближнем Востоке. И даже некоторые тактические разногласия, в том числе по чувствительному для Вашингтона вопросу Иерусалима (иорданский король Абдалла П выступил здесь с неоднозначными заявлениями, с учетом большой доли палестинского населения в стране), не способны переломить основную тенденцию донорской политики США и их союзников.

Новый долгосрочный план реагирования был с помпой запущен 1 февраля текущего года премьер-министром Х.Мулки при единогласной поддержке донорского сообщества, международных финансовых институтов и разумеется гуманитарных организаций ООН, чьи представители приняли участие в этой церемонии. Иорданский премьер подтвердил приверженность Аммана гуманитарным принципам, моральную ответственность и готовность и далее размещать у себя сирийских беженцев. В то же время, очевидно, что финансовые ресурсы доноров являются той лакмусовой бумагой, позволяющей иорданскому правительству удерживать ситуацию под контролем и минимизировать риски, поэтому их адекватное обеспечение в 2018 году и впоследствии станет главным фактором сдерживания социально-экономических потрясений и обеспечения устойчивости политической системы.

Именно поэтому, c одобрением нового многолетнего плана международное донорское сообщество посылает четкий сигнал властям в Аммане о готовности и далее поддерживать их усилия на этом треке. Важным залогом устойчивости и успешности предпринимаемых мер является четкое соблюдение принципа комбинирования срочных гуманитарных акций с долгосрочными усилиями в области развития. Этот принцип прозрачно прописан в Плане содействия беженцам, что позволяет иорданскому правительству реализовывать с донорской поддержкой долгосрочные инициативы по укреплению устойчивости местного потенциала к новым кризисам и наплывам беженцев, а также помогает интегрировать сирийцев в социально-экономическую систему страны с прицелом на извлечение дополнительных дивидендов от участия в ней этой квалифицированной рабочей силы.

В реальности, однако, ситуация с финансированием программ содействия сирийским беженцам в Иордании неважная и Амман в течение прошлого года неоднократно намекал главным донорам об этой проблеме. В 2017 году, например, план содействия сирийским беженцам в Иордании был профинансирован лишь на 65%, что все равно представляет довольно внушительную сумму в 1.7 млрд долларов. В этом контексте, новый пакет донорской помощи на 2018-2020 гг., изначально запланированный на уровне 8 млрд долларов, пришлось сделать более реалистичным и снизить в итоге на 700 млн долларов.

Но даже с учетом перебоев в донорском финансировании, предоставленный донорами общий пакет финансовой помощи позволил добиться хороших результатов. Только за прошлый год удалось увеличить до 130 тысяч число детей сирийских беженцев, посещающих иорданские государственные школы.  Также сирийцам была оказана квалифицированная медицинская помощь за счет государственной системы здравоохранения, с фокусом на уязвимые категории населения, включая беременных женщин и детей. Ежемесячно, почти 150 тысяч сирийских беженцев получали денежные пособия. Одновременно с механизмами социальной защиты, правительство предпринимало шаги по интеграции сирийских беженцев в местную экономику. Только за 2016 год было выдано более 30 тысяч новых разрешений на работу сирийским беженцам, окончательные данные за 2017 год пока не доступны. При этом, согласно статистике, благодаря грамотно проведенной пропагандистской кампании под эгидой Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев совместно с Международной организацией труда, втрое удалось увеличить число разрешений для работы сирийских беженцев в аграрном секторе.

Также в 2017 году успешно продвигалась подписанная в июле 2016 года совместная инициатива Иордании и Европейского союза об упрощенном доступе иорданских экспортеров на торговые рынки ЕС в целях роста инвестиций и создания новых рабочих мест именно для сирийских беженцев. Фактически, это приравнивание к статусу соглашения об ассоциации с ЕС, но при выполнении Иорданией особых условий. Получив в качестве бонуса преференции для доступа на европейский рынок на ближайшие 10 лет, иорданские экспортеры, как из числа частных корпораций, так и государственных компаний, обязались в рамках этой инициативы нанимать на свои производственные предприятия не менее 15% сирийских беженцев, c последующим увеличением этой квоты до 25% в течение трех лет. В среднесрочном плане, данная инициатива предполагает, что как только в целом по стране достигается планка в 200 тысяч сирийских беженцев, трудоустроенных официально на рынке труда в рамках этой инициативы, Брюссель рассматривает возможность представления еще более преференциальных условий для иорданских экспортеров. Думается, предложенная ЕС инициатива является важным инновационным инструментом, позволяющим инвестировать в долгосрочное будущее сирийских беженцев, а не только покрывать срочные гуманитарные нужды. Для иорданского правительства дивиденды также очевидны, поскольку ЕС является для Аммана ведущим торговым партнером с общим товарооборотом в 4.4. млрд долларов (17% всей торговли Иордании).

Таким образом, помимо непосредственного финансирования Плана содействия сирийским беженцам по линии ООН и двусторонним каналам официальной помощи развитию (ОПР), Иордания также извлекает косвенные, порой весьма значительные, дивиденды от западных доноров и инвесторов, грамотно используя в этих целях фактор сирийских беженцев.

Главной угрозой для сохранения устойчивости финансирования гуманитарных проектов и проектов развития в Иордании может стать совсем другой фактор. А именно – намерения США значительно сократить донорские программы помощи палестинским беженцам во всем регионе, в частности, по линии Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР). Для Иордании, принимающей у себя по линии БАПОР 2 млн палестинских беженцев (почти треть населения), такое решение может привести к катастрофическим последствиям, в том числе массовому росту безработицы, бедности и социальных протестов. Этот фактор может создать реальные риски для иорданской политической системы и экономического развития в 2018 году.

В остальном же, как представляется, даже при вероятных сокращениях общей донорской помощи сирийским беженцам и невыполнении в полной мере обязательств доноров по наполнению бюджета утвержденного недавно Плана содействия, каких-либо критических затруднений в 2018 году быть не должно. Вероятнее всего, программы помощи сирийским беженцам будут в большей степени успешно реализованы. Помимо геополитических интересов США, делающих ставку на сохранение стабильной и лояльной Иордании, без социальных потрясений и внутренних политических кризисов, в недопущении разрастания миграционного кризиса кровно заинтересован Европейский союз.