- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских политиков внешней политики ФРГ на Ближнем Востоке

Как отмечают китайские обозреватели, в настоящее время ФРГ активно сотрудничает по военно-технической линии  с такими странами Ближнего Востока и Северной Африки, как: Катар, Израиль, Королевство Саудовская Аравия и Алжир, которые фактически стали традиционными покупателями продукции немецких предприятий оборонно-промышленного комплекса.

По данным китайского специализированного военно-технического издания «Современные вооруженные силы», номенклатура поставляемого вооружения ограничена «Законом о контроле за вооружениями», «Законом о внешней торговле» и «Правилами обращения с товарами двойного назначения». Данные документы не позволяют немецким оружейникам поставлять за рубеж ВВТ наступательного характера, а также ограничивают объемы военных поставок.

Израильское направление  

Как отмечают китайские специалисты, начиная с 70-х гг. прошлого столетия военно-политическое руководство Германии взяло курс на установлении и поддержание позитивных контактов с Израилем. С этой целью руководство Германии в активном порядке предприняло меры по монетарному компенсированию действий нацистского режима в отношении еврейской части (погибло 6 млн.человек) населения в 40-е гг. прошлого столетия.

Необходимо добавить, что до и после начала операции ВС США «Буря в пустыне» в 1991 г., ВС Ирака периодически наносили удары (достоверно известно о 39 случаях) по территории Израиля при помощи оперативно-тактических ракет серии «Скад» советского производства, которые были модернизированы именно немецкими специалистами.

В качестве основного примера ВТС следует привести контракт на поставку первых двух дизель-электрических подводных лодок проекта «Дельфин» для ВМС еврейского государства, которые немецкие судостроители передали безвозмездно. Строительство последующих четырех лодок Израиль оплатил лишь частично.

Стоимость этих достаточно современных ДЭПЛ с воздухонезависимым энергетическими установками с учетом минно-торпедного вооружения составила 430 млн евро. По словам премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху именно эти подлодки обеспечат не только защиту нефтегазовых ресурсов на средиземноморском шельфе, но и в целом могут нанести неприемлемый ущерб любому государству региона, которое решится на агрессию в отношении еврейского государства.

Китайские специалисты отмечают, что контракты на поставку ДЭПЛ проекта «Дельфин» сопровождались громкими коррупционными скандалами в правительстве Израиля и арестами высокопоставленных гражданских и военных чиновников, адвокатов.

Саудовское направление

Необходимо отметить, что кроме Израиля предприятия ОПК Германии также установили партнерские отношения с Вооруженными силами КСА, что вызывает определенное беспокойство израильтян, однако в целом подобное военно-техническое сотрудничество отвечает основным замыслам военно-политического руководства Израиля, поскольку Эр-Рияд является оппонентом такого ближневосточного государства как Исламская Республика Иран.

В результате складывает «адресная, тактическая коалиция» из немецких оружейников, израильских и саудовских военных. Очевидно, что после того, как ВС КСА получат современную технику (ОБТ «Леопард») для них будет необходимо провести занятия по правилам эксплуатации и обслуживания в условиях жаркого климата региона. Такую задачу адекватно могут выполнить только израильские военные инструкторы.

Следует отметить, что по данным социологических исследований, 78% граждан Германии не приветствуют военно-техническое сотрудничество с КСА, а 60% высказываются за прекращение торгово-экономических контактов с этим государством Аравийского полуострова.

Турецкое направление

На протяжении многих десятилетий Германия является «старшей сестрой» для Турции, которая во время Второй мировой войны получала основные боевые танки и бомбардировщики в обмен на ресурсы, которые турецкие торговые суда регулярно доставляли в подконтрольные немецко-фашистским войскам порты Европы. Спустя 70 лет Вооруженные сил Турецкой Республики продолжают получать вооружение и военную технику (ВВТ) немецкого производства – основные боевые танки «Леопард 2А», дизель-электрические подводные лодки проекта 209 и т.д.

Китайские специалисты отмечают, что приобретение ВВТ европейского производства является одним из ключевых условий вступления в Североатлантический альянс, однако и для Германии в этих поставках есть свои плюсы:

– обеспечение присутствия Германии в регионе Ближнего Востока;

– обеспечение занятости для 80000 работников предприятий ОПК.

По данным китайского специализированного военно-технического издания «Современные вооруженные силы», в 2016 г. предприятия оборонно-промышленного комплекса ФРГ поставили для ВС ТР вооружения и военной техники (ракеты, торпеды, бомбы и легкое стрелковое вооружение) общей стоимостью 84 млн евро. Для сравнения суммарный объем продаж ВВТ Германии в этом же году составил 6,85 млрд евро. В свете серьезного осложнения межгосударственных отношений на высшем уровне в период с январь-август 2017 г. немецкие производители заработали на «турецких контрактах» всего 25 млн евро.

Согласно заявлений министра иностранных дел ФРГ Зигмара Габриэля, некоторые контакты между Анкарой и Берлином по военно-технической линии заморожены поскольку политическое руководство Германии обеспокоено ситуацией с соблюдение прав человека и процессом сосредоточения всей полноты власти «в руках» президента ТР Реджепа Тайипа Эрдогана, проводящего «чистки» среди военных, чиновников и интеллигенции. Следует отметить, что кроме Германии серьезную озабоченность ситуацией в Турции регулярно высказывают в Вашингтоне и Париже, однако эти страны не имеют столь тесного ВТС с турецкими военными.

В ответ на заявления канцлера Германии Ангелы Меркель и руководителя внешнеполитического ведомства З.Габриэля, представители турецкого правительства заявили, что немецкое руководство использует «двойные стандарты» во внешних контактах, а значит Турция вправе самостоятельно выбирать партнеров в военно-технической области. В этой связи, китайские специалисты указывают, что российско-турецкий контракт на поставку зенитно-ракетной системы С-400 является именно тем средством, которое позволит Р.Т.Эрдогану серьезно уязвить А.Меркель, Д.Трампа и других руководителей стран-членов НАТО, которые «порицают» его за внешне и внутриполитические решения.

В современной ситуации СВ ВС ТР уже испытывают необходимость в ремонте/ восстановлении и модернизации основных боевых танков «Леопард» 2А4, которые были приобретены у Германии в количестве 354 ед. По сообщениям китайских СМИ, турецкие бронетанковые подразделения практически ежедневно несут потери в ОБТ, поскольку курдские ополченцы накопили большое количество ПТУР и обладают высокой квалификацией ведения оборонительных боев на собственной территории.

Достоверно известно, что еще в 2015 г. представители немецкой компании Krauss-Maffei Wegmann проводили встречу с турециким военными и национальной оборонной компанией Aselsan Elektronik Sanayi ve Ticaret по вопросу модернизации 100 танков «Леопард» 2А2 до уровня 2АNG. В ходе модернизации были проведены следующие работы:

– модернизирована система управления огнем;

– установлен модуль с дистанционным управлением для пулеметов калибра от 7,62 до 12,7 мм и автоматических гранатометов калибром до 40 мм;

– внедрена система обнаружения лазерного излучения.

– проведена замена элементов бронезащиты башни, корпуса;

– установлены новые элементы противоминной защиты (разработаны на основе опыта эксплуатации ОБТ «Леопард» 2А5 ВС ФРГ в Исламской Республике Афганистан).

Китайские специалисты указывают, что пока турецкие военные не применяют модернизированные танки в боевых действиях, поскольку опасаются нелицеприятных результатов – в виде потерь дорогостоящих образцов бронетехники.

С учетом вышесказанного представляется возможным сделать вывод о том, что немецкая сторона вынуждена координировать усилия трех сторон на примере военно-технической коалиции Германия-КСА-Израиль с тем, чтобы не потерять долю рынка вооружения в условиях снижения объемов прибыли от «турецких контрактов». Очевидно, что подобный подход позаимствован у американских и российских производителей оружия, которые одновременно поставляют свою продукцию нескольким государствам каждого региона.