- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Кажущееся совпадение интересов Израиля и Украины в отношении нового польского закона

Неделю назад Израиль, Украина и США критически отреагировали на принятие польским Сеймом закона «О внесении изменений в закон об Институте национальной памяти», который предусматривает уголовную ответственность с одной стороны за отрицание преступлений украинских националистов против поляков и их сотрудничества в нацистской Германией, а одновременно с этим с другой стороны – за обвинение поляков в причастности к Холокосту. Для того, чтобы этот закон вступил в силу, его еще должен подписать президент Польши Анджей Дуда, однако на протяжении всей минувшей недели как израильские, так и украинские СМИ уделяли данному закону огромное внимание.

При этом бросается в глаза, что как в Израиле, так и на Украине предпочитают реагировать на этот закон только со своей стороны. Более того, в большинстве сообщений СМИ и в реакциях политиков двух стран бросается в глаза полное игнорирование второй, «чужой» составляющей данного польского закона. В Израиле практически ничего не пишут и не говорят о том, что сказано в нем о «преступлениях украинских националистов против поляков», а на Украине соответственно почти ничего не пишут относительно содержавшегося в нем отрицания причастности поляков к Холокосту. Такая парадоксальная на первый взгляд ситуация логически проистекает из сложного комплекса взаимных исторических претензий, который существует в отношения между Польшей и Украиной с одной стороны и ими обеими и Израилем, выступающим в роли представителя евреев, которые когда жили и умирали на польской и на украинской земле с другой. В этой связи уместно напомнить о том, что относительно целого ряда территорий, на которых во время Холокоста осуществлялись массовые убийства евреев (в первую очередь — Восточной Галиции, но также и Волыни, и Надсанья), между польским и украинским национальными движениями существовали острейшие противоречия, вылившиеся во взаимное насилие, последствия которого дают знать себе до сих пор.

В этой связи нельзя хотя бы отчасти не согласиться с генеральным консулом Украины в Стамбуле Богданом Яременко, являющимся одновременно главой украинской общественной организации «Майдан иностранных дел», который опубликовал по данному поводу в украинских СМИ аналитическую статью, в которой отрицал возможность какого-либо сотрудничества между Украиной и Израилем в борьбе против упомянутого закона, принятого польским Сеймом. В этой статье Богдан Яременко в частности написал: «В ситуации с новым польским законом я бы исходил из того, что мы (Украина – В.Ч.) заинтересованы в хороших отношениях с Польшей. Мы все равно не сможем занимать какую-то консолидированную позицию вместе с Израилем и США, эта ситуация – больше какое-то тактическое совпадение интересов. Оно не будет стратегическим, а потому Украине не имеет никакого смысла пытаться плести какие-то интриги. (…) Мне кажется, что Украине не надо сейчас искать союзников, чтобы каким-то образом обвинять Польшу или надавить на Польшу. Если США и Израиль что-то смогут – прекрасно. Но поляки сейчас склонны делать особенный акцент на том, что они имеют право (принять упомянутый закон – В.Ч.), что это их позиция, что на них невозможно надавить».

Проблема, не позволяющая Израилю и Украине сотрудничать в данном случае, может быть сведена к следующим двум пунктам:

  1. Более, чем наивно ожидать, что Израиль поддержит Украину и встанет на защиту украинского националистического движения от самой острой критики в его адрес со стороны Польши. У еврейского государства есть и свои собственные исторические претензии к украинскому националистическому движению, о чем его официальные представители неоднократно заявляли. В этом контексте достаточно упомянуть о выступлении президента Израиля Реувена Ривлина в Верховной Раде в сентябре 2016 года.
  2. По тем же причинам крайне сомнительно, чтобы Украина поддержала Израиль в его претензиях к полякам, которых он обвиняет в сотрудничестве с нацистами в ходе Холокоста. Ведь точно такие же претензии Израиль выдвигает и в отношении украинцев.

Именно поэтому большая часть израильских и украинских СМИ, касаясь данной проблемы, предпочитают как бы не замечать «чужую» сторону нового польского закона. Не будет преувеличением сказать, что большинство израильтян даже не подозревают о том, что принятый Сеймом закон, о котором так много говорят и пишут в израильских СМИ, каким-то образом касается Украины.

Возвращаясь к статье Богдана Яременко, следует отметить, что в контексте обсуждаемой темы заслуживает внимания и следующий ее фрагмент: «Для Польши позиция Вашингтона очень важна, и она может откорректировать какие-то акценты. Реакция Израиля сама по себе для поляков не настолько важна – я не думаю, что она может что-то изменить. Мы знаем, что Израиль тоже любит эмоциональные реакции (последняя фраза является среди прочего несомненным намеком на конфликты между Украиной и Израилем, имевшие место в недавнем прошлом в связи с различным видением истории Холокоста на Украине – В.Ч.). Возможно какое-то временное снижение уровня интенсивности отношений, но мне кажется, что это не те вопросы, которые приведут к серьезному пересмотру политики, к смене стратегии стран в отношениях между собой или к каких-либо взаимным санкциям».

Действительно, отношения между Израилем и Польшей в целом весьма позитивны. Достаточно упомянуть о том, что правительство Польши занимает достаточно произраильскую позицию в учреждениях Европейского союза. Можно предположить, что лидеры обеих стран – как Польши, так и Израиля предпочли бы выйти из нынешнего конфликта побыстрее и с минимальным ущербом для двусторонних отношений. Однако с польской стороны была допущена серьезная ошибка, превратившая израильско-польский диалог по поводу нового закона, принятого Сеймом, в диалог двух глухих. Поляки все время говорят о том, что закон запрещает именовать лагеря смерти, построенные нацистами на польской земле, «польскими лагерями». Израильтяне же говорят о том, что он пытается освободить поляков от их доли ответственности за соучастие в Холокосте. Термином «польские лагеря» применительно к лагерям уничтожения в Израиле не пользуются. Если бы поляки ограничились лишь запретом употребления термина «польские лагеря», конфликта бы не было.

Сообщения о принятии упомянутого закона пришли в Израиль в субботу, когда члены правительства не могли на них официально отреагировать по религиозным соображениям. Первым, еще в субботу отреагировал на него лидер находящейся в оппозиции партии «Еш атид» депутат Кнессета Яир Лапид. Он сразу же задал дискуссии с поляками столь резкий тон, что после этого ни одни израильский политик не мог позволить себе проявить какое-либо понимание к позиции Польши. Что же касается польского руководства, то оно при всем желании не может себе позволить отступить в конфликте с Израилем в условиях, когда едва ли не половина всех поляков придерживается, согласно данным социологических обследований, антисемитских взглядов и убеждена, что евреи правят миром. Проблема усложняется тем, что, помимо Израиля, свое резкое несогласие с данным польским законом выразили и США (в США как раз в ходу термин «польские лагеря»). А реакция США может оказаться для Польши гораздо более болезненной, чем реакция Израиля. Можно не сомневаться, что при этом многие в Польше заговорят о «еврейском влиянии» на политику США. Фраза украинца Богдана Яременко о том, «реакция Израиля сама по себе для поляков не настолько важна», дает понять, что и он разделяет в той или иной степени мысль о «еврейском влиянии» на политику США, полагая, что реакция Израиля на принятие польским Сеймом упомянутого закона последует не только «сама по себе», но и в виде давления на Польшу со стороны США.