- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О росте гражданской активности в Иране

Месяц назад в Иране пошли на убыль  протестные акции. В отличие от прошлых лет, нынешние демонстрации и акции затрагивали все аспекты жизни иранского общества  и требования касались экономической, политической, культурной, социальной сфер, затрагивали проблем безопасности, морали. Как и в прежние годы, протесты привели к многочисленным арестам, имеются и жертвы. По данным оппозиционных и иностранных СМИ, после протестных актов, прокатившихся по стране в конце декабря – начале января, Министерство информации и Департамент разведки Корпуса стражей исламской революции провели массовые аресты активистов студенческих профсоюзов и гражданских активистов в разных регионах страны. К настоящему времени большинство арестованных отпущено на свободу, но часть задержанных до сих пор находятся под следствием. Стихнувшие было аресты возобновились в последние дни  с новой силой. Они касались в основном гражданских активистов, «отметившихся» не только  в декабре-январе, но и «постоянно проявляющих оппозиционное антиправительственное рвение». Фарсиязычная радиостанция  «Фарда» сообщила по крайней мере о пяти арестах в Тегеране, Бехбехане и Керманшахе. Все аресты прошли в одно время в четверг 1 февраля. Как сообщается в сети Twitter и ряде сайтов правозащитной тематики, один из активистов – Бехнам Мусиванд –была арестован в столице в родительском доме, причем, как написал интернет-сайт «Харана», это было сделано в очень грубой форме, с применением силы. Незадолго до этого в конце мая 2017 г.  Б.Мусиванд был освобожден из тюрьмы в Карадже после отбытия годичного заключения в связи с участием в демонстрациях. Еще один арестованный гражданский активист, о котором написали иранские СМИ – Саид Экбаль из Керманшаха. Арестована и супружеская пара  — Дарьюш Зэнд и Шима Бабаи. Арестовали их в Бехбехане, куда они прибыли из Тегерана, чтобы навестить родителей Дарьюша. О том, как это произошло, написала в Инстаграмме проживающая в США журналистка Масих Алинежад. Сотрудники Министерства информации (так в Иране называется Министерство безопасности), под видом почтальонов пришли в дом, и когда им открыли дверь, ворвались туда и арестовали супругов. Отметим, что Дарьюш Зэнд уже арестовывался во время протестных актов, прошедших в Иране в конце декабря – начале января, но через 9 дней после ареста был освобожден на поруки. Его супруга Шима Бабаи тоже ранее, в мае 2016 г.,  подвергалась аресту, но неделю спустя была освобождена под залог 100 млн туманов. Как сообщали СМИ, в вину молодой женщине инкриминировались такие действия как пропаганда против исламского строя, оскорбления лидеров ИРИ, связь с зарубежными СМИ, распространение клеветы и др. Как написала М.Алинежад, арест произошел после того, как почти неделей ранее отделение № 1090 высшего Тегеранского трибунала начало рассмотрение выдвинутых против них обвинений.

Еще один из арестованных в прошлый четверг – Махмуд Масуми – почти два года назад уже подвергался аресту за участие в протестных акциях и после месячного заключения был выпущен на свободу под залог в 200 млн туманов. Однако ряд оппозиционных СМИ написали, что на самом деле М.Масуми был осужден на 12 лет тюремного заключения.  По поводу еще одного арестованного в четверг гражданского активиста – Лейлы Фараджи – интернет-сайт «Харана» сообщил, что в тот же день после допроса в течение нескольких часов ее отпустили.

Одновременно с арестами участников протестных акций  в стране продолжаются демонстрации, призванные снизить моральное давление на граждан республики. Они связаны с недовольством широких слоев населения разнообразными ограничениями  в стиле жизни и развлечениях, одежде и прическах, причем как для женщин, так и мужчин. Женщинам рекомендована строгая исламская одежда, которая символизирует высокие моральные качества, а небритые лица у мужчин, разъясняет официальная пропаганда,  демонстрирует «постоянную революционную готовность». Не все с этим согласны, но власти придумывают все новые и новые ограничения. В конце прошлого года в Иране был пик борьбы с ездой женщин на велосипедах. Как писали местные СМИ, женщин на велосипедах могут видеть посторонние люди, а это вредит исламской морали. Да и религиозный руководитель Ирана считает, что в общественных местах  женская езда на велосипеде неприемлема. Однако вице-президент Ирана по вопроса женщин Шахиндохт  Малаварди написала в своем Twitter, что  езда женщин на велосипеде вообще-то возможна, но лишь тогда, когда это не нарушает шариатское благочестие. Черту подвела тегеранская полиция, которая  запретила  «семейные» массовые велосипедные выезды в рамках  общественной кампании «вторники без транспорта».

Но вот новация в борьбе за облегчение морального гнета на женскую часть населения – протесты против ношения хиджаба. Полиция Тегерана сообщила о задержании в столице 29 участников демонстрации, протестовавших против обязательного ношения хиджаба и демонстративно снявших свои головные платки. Их судьбу решат судебные инстанции. Как заявил представитель полиции, эта акция прошла рамках кампании «белые среды». Это же подтвердил интернет-портал «Тасним». Инициатором акции является упомянутая нами выше журналистка Масих Алинежад, которая  в мае 2017 г. призвала иранских женщин надевать хиджабы белого цвета или вовсе ходить с непокрытой головой, что в Иране карается судебным преследованием, ибо подобные действия, по утверждениям полиции, нарушают «общественную безопасность». Множество женщин как в Иране, так и за его пределами, горячо приветствовали эту кампанию. «Белые среды» являются интегральной частью более широкого социального движения под названием «Свобода – постепенно» (перс. азадихайе йавашаки»), которую несколько лет назад инициировала та же М.Алинежад. «Белые среды» требуют от своих последователей появляться на улицах в белых платках, протестовать против обязательного ношения хиджаба, и оповещать об этом СМИ. Аресты последователей этого движения, как сообщило радио «Фарда», начались после того, как в прошлую среду в социальных сетях появился видеоклип, в котором изображена девушка, размахивающая, как флагом, прикрепленным к палке снятым с головы платком. Клип снят на тегеранском Проспекте революции, поэтому героиню клипа назвали «девушкой с Проспекта революции», хотя по Сети распространилась и ее имя – Вида Моваххед. Девушку арестовали, но через два дня освободили. Подобное произошло и в другом крупном иранском городе – Мешхеде. Как заявила М.Алинежад в интервью интернет-сайту радио «Фарда», протестные акции женщин являются реакцией на продолжающиеся  все эти годы нарушения их прав и их дискриминацию в условиях Исламской республики. «Они требуют вернуть  отобранные права». В своем интервью журналистка приводит данные официальных сводок иранской полиции, демонстрирующие размах произвола по отношению к женщинам в ИРИ. В течение последнего года  арестовывались или подвергались административным задержаниям более трех с половиной миллиона женщин, якобы, нарушавших правила ношения хиджабов. 18 тысяч из них было направлено в суды для определения меры наказания. Лишь за 8 последних месяцев было изъято 40 тысяч автомобилей, водители которых сидели за рулем в неподобающей по мнению дорожной полиции одежде.

Генеральный прокурор Ирана Мохаммад-Джафар Монтазери назвал подобные действия «не заслуживающими внимания» и «несерьезными», не преследующими никаких социальных целей. По действующим иранским законам, женщины, появляющиеся в общественных местах без хиджаба, подлежат тюремному наказанию на срок от 10 дней до двух месяцев или денежным штрафам.