- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

«Танковый кризис» между Германией и Турцией

20 января 2018 г. армия Турции начала военную операцию «Оливковая ветвь»  [1]против курдских «Сил народной самообороны» (YPG) и партии «Демократический союз» (PYD) в Африне на севере Сирии, в рамках которой турецкие военные начали использовать также немецкие танки Leopard-2A4TR. СМИ сразу обратили внимание на это обстоятельство, отметив, что Турция напала на курдов с помощью немецких танков. Это вызвало недовольство не только сирийских курдов, но и ряда немецких политиков. Уже 24 января группа немецких политиков призвала власти ФРГ прекратить экспорт вооружения в Турцию после сообщений о том, что немецкие танки Leopard-2A4 были использованы в наступлении на позиции YPG. Как правые, так и левые политики выступили против сделки по модернизации танков и попросили правительство разъяснить свою позицию относительно наступления, которое проводит Турция в Африне на севере Сирии. По словам члена Христианско-демократического союза Норберта Рёттгена, совершенно очевидно, что Берлин не должен подписывать договор с Анкарой. В интервью программе World Tonight на радиостанции BBC Radio 4 Рёттген назвал наступление турецких войск незаконным, противоречащим международному праву и контрпродуктивным с точки зрения борьбы с «Исламским государством» (ИГ запрещено в России). Политик отметил, что у Турции нет оснований заявлять, что она действует в рамках самообороны, потому что из Сирии не было никаких атак против Турции со стороны курдов. Рёттген поддержал позицию США, которые ранее также выступили против турецкого наступления в Африне. «Американцы — единственные члены НАТО, которые прямо говорят о том, что происходит. Мы часто критикуем администрацию [президента Дональда] Трампа, но в этом вопросе они более прямы и более смелы, чем другие, и нам нужно следовать их примеру», — сказал он (президент США Дональд Трамп предупредил президента Турции Реджепа Эрдогана, что операции его армии в Сирии грозят перерасти в столкновения между турецкими и американскими войсками).

Ранее в прессе появилась информация о том, что Берлин намерен одобрить запрос на модернизацию танков Leopard-2A4, направленный Турцией их производителю — немецкой компании Rheinmetall. В ходе модернизации Анкара надеялась повысить их живучесть при наезде на противотанковые мины. Министр иностранных дел ФРГ Зигмара Габриэль, представляющий Социал-демократическую партию Германии, т заявил, что Берлин по запросу Анкары изучает возможность модернизации танков на предмет защиты от мин, добавив, что танки используются для борьбы с терроризмом, а от наездов на мины гибнут турецкие военнослужащие. По его словам, Турция является партнером по НАТО, поэтому «нет никаких препятствий»», чтобы отказать в сделке. Вместе с этим, он призвал турецкую сторону обратить внимание на гуманитарные последствия наступления в Африне[i] [2].

24 января в Анкаре вопрос применения немецких танков в Сирии обсудили посол ФРГ в Турции Мартин Эрдманн и министр обороны Турции Нуреттин Джаникли. Во время встречи Эрдманн выразил беспокойство немецкой стороны по этому поводу. Перед встречей министр экономики ФРГ Таня Алеман заявила, что Германия должна осуществлять серьезный, ограничительный надзор перед экспортом оружия в Турцию и в подобные страны[ii] [3].

Напомним, что власти ФРГ на фоне ухудшения отношений с Турцией в прошлом году из-за арестов немецких граждан уже вводили ограничения на поставки военной техники (наложили запрет на проведение 11 сделок по продаже стрелкового оружия и боеприпасов, а также отдельных частей для разных видов вооружений Турции), но в начале 2018 г. (ещё до начала операции в Африне) сигнализировали о готовности возобновить поставки. Германия поставляла в Турцию несколько видов вооружений и военной техники, в том числе танки Leopard. Германия планировала модернизировать 751 танк Leopard, 354 из них являются более современными машинами Leopard 2A4, поставленными в Турцию в период с 2006 по 2011 годы. Ранее Анкара проявляла заинтересованность и в строительстве на турецкой территории завода по их производству и модернизации. Немецкие власти полагали, что танки Leopard применяются Анкарой против боевиков группировки ИГ. Однако, как утверждали военные эксперты, кадры с места проведения турецкой операции «»Оливковая ветвь» указывают на то, что на самом деле танки применяются против курдских группировок. Эксперт Бундесвера подтвердил, что на снимках с места событий запечатлен танк немецкого производства типа Leopard 2A4. Эти фото были распространены турецким государственным информационным агентством Anadolu[iii] [4] (ранее мы выразили мнение, что ИГ не действует в районе Африна, и турецкая сторона намеренно упоминает его имя, чтобы правдоподобно звучали ее заявления о том, что Турция в Африне борется с терроризмом[iv] [5]).

После этого Зигмар Габриэль заявил, что Германия приостановила экспорт вооружений в Турцию из-за проводимой Анкарой операции против YPG в районе Африн. «Что касается текущих консультаций об экспорте вооружений, то для правительства ясно, что мы не имеем права поставлять (вооружения) в регион, где есть напряжённость, и мы этого делать не будем. Такое решение было согласовано с канцлером Ангелой Меркель. Мы договорились, что решение о возобновлении поставок должно принимать уже новое правительство после того, как оно будет окончательно сформировано. Исполняющее свои обязанности правительство едино во мнении, что мы должны не предвосхищать итоги продолжающихся коалиционных переговоров, а отложить принятие решений по критическим вопросам до формирования нового кабмина», — подчеркнул глава МИД ФРГ[v] [6].

Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу в свою очередь опроверг заявление своего немецкого коллеги о том, что Германия заморозила поставки танков Leopard 2A4 Анкаре из-за турецкой операции в Африне. «По вопросу Leopard должна была собраться комиссия, однако заседание было перенесено. Речи о заморозке или об отмене поставок не шло», — добавил он[vi] [7].  Кстати, Зигмар Габриэль и Мевлют Чавушоглу встретились в Германии 6 января (до начала операции в Африне), обсудили вопрос модернизации танков Leopard и совместное производство боеприпасов для боевых самолетов[vii] [8].

Заявление Зигмара Габриеля означает, что решение вопроса модернизации танков Leopard откладывается по меньшей мере на месяц. Еще в декабре 2017 г. СМИ сообщили, что Германия останется без правительства до марта 2018 г. И хотя 12 января 2018 г. (почти за две недели до заявление Габриеля о приостановки экспорта вооружений в Турцию) в Германии предварительно договорились о новом правительстве, нет окончательной ясности в этом вопросе. Мы не ожидаем, что вопрос будет скоро решен после формирования правительства Германии.

Примечательно, что немецкая газета Der Spiegel на этом фоне написала, что Турция надеется на обмен арестованного немецкого журналиста Дениза Юджеля на экспорт модернизированных танков, напоминая, что Юджель, корреспондент немецкой газеты Die Welt, был арестован 14 февраля 2017 г. по обвинению в шпионаже. «Анкара… неоднократно отмечала в ходе переговоров, что она рассчитывает получить что-то взамен за освобождение журналиста Юджеля. Доказательством этого является результат тайного визита бывшего премьер-министра Германии Герхардта Шрёдера в Турцию вскоре после немецких выборов прошлой осенью, когда президент Турции Р.Эрдоган предложил Германии выдать несколько турецких генералов, подозреваемых в участии в неудавшейся попытке государственного переворота в июле 2016 г. По сути, это косвенное допущение от Эрдогана, что он рассматривал заключённых в тюрьму граждан Германии в качестве политических заложников. То, что хочет сейчас Турция, это лицензия на экспорт, позволяющая ей покупать новейшие модели немецких танков. Официально правительство Германии хотело бы, чтобы модернизация Leopard 2 выглядела как «гуманитарное обязательство» для союзника НАТО, который непосредственно участвует в борьбе против ИГ. Но турецкие военные в Сирии уже давно не борются с ИГ, а сосредоточивают свои усилия, прежде всего, на сирийско-курдском ополчении YPG»», — пишет Der Spiegel[viii] [9].

Мы тоже не исключаем, что Турция попытается использовать фактор возможного освобождения Дениза Юджеля, чтобы положительно решить вопрос экспорта модернизированных немецких танков. В одной из наших статей мы выразили мнение, что правительство Турции проводит «политику заложников» не только по отношению к США, но и по отношению к ФРГ, чтобы потом обменивать их на желаемых арестованных[ix] [10]. Так что Дениз Юджель может пригодиться Турции и и в «танковом кризисе».

Напомним, что ранее Турция использовала немецкие танки Leopard 2A4 во время операции «Щит Евфрата». 8 декабря 2016 г. первая партия Leopard 2A4 была замечена около города Эль-Баба. Тогда речь шла о борьбе против ИГ (хотя операция «Щит Евфрата» в основном была направлена против объединения кантонов сирийских курдов), поэтому применение немецких танков в Сирии не вызвало проблемы для Турции. Сейчас совершенно иная ситуация, очевидно, что Турция теперь имеет дело с сирийскими курдами. Использование немецких танков Leopard 2A4 в ходе военной операции против сирийских курдов является чувствительной темой для населения Германии. С другой стороны, Германия до конца 2011 г. экспортировала в Турцию 354 Leopard 2A4 и не представила никакого предварительного условия к партнеру по НАТО для применения этих танков. Германия только запретила продавать эти танки третьим странам, или проводить с ними военные учения. Несмотря на это, турецкие власти наверняка не исключали, что в Германии будут бурно реагировать на использование немецких танков против сирийских курдов. Напомним, что после того, как власти Турции вновь начали войну против турецких курдов в июле 2015 г., власти ФРГ в знак протеста вывезли свои ЗРК Patriot, которые в январе 2013 г. были размещены в провинции Каграманмараш возле границы Сирии.

Примечательно, что танки Leopard 2A4 турецкой армии имеют лишь незначительную разницу по сравнению с оригиналом. После покупки в Турции были добавлены улучшенные воздушные фильтры, что очень важно для такой пыльной местности как Сирия. Несмотря на это в начале февраля 2018 г. британская газета Daily Mail писала, что произведённые в Германии танки Leopard, используемые Вооружёнными силами Турции в ходе военной операции в Сирии, не выдерживают трудных условий. «Танки Leopard-2A4 оказались малоэффективными в битве на Ближнем Востоке и практически развалились под сильным огнём. Учитывая, что они пользуются популярностью среди членов НАТО, включая Канаду, Нидерланды, Данию, Грецию и Норвегию, особенно неловко видеть, как их легко уничтожают сирийские террористы. Когда Турция приобретала Leopard-2A4 подразумевалось, что они не будут использоваться против YPG и в ходе подавления внутреннего конфликта с Рабочей партией Курдистана (PKK). Однако с 2016 г. Турция использует их против YPG в Сирии, которые, по мнению Анкары, являются ответвлением PKK. Leopard не выдержал испытания боем. И это, несмотря на цену в 4 млн фунтов стерлингов, двухцилиндровый двигатель V12, корпус из закаленной стали и вольфрама и максимальную скорость 42 мили в час», — пишет Daily Mail[x] [11].

Еще в 2017 г. эксперты выразили мнения, что потери танков Leopard 2A4 в Сирии обусловлена некоторыми факторами. 1) Танк Leopard 2A4 не был приспособлен для боев в городских условиях, при том что на момент его принятия на вооружение немецкие инженеры искали компромисс между его защитой, вооружением и маневренностью на поле боя. В результате акцент был сделан на лобовой броне, однако внезапно Leopard 2A4 продемонстрировал свои уязвимые места по бортам и в кормовой части башни. 2) В отличие от более поздних модификаций, «турецкие» Leopard 2A4 не оборудованы системами активной и динамической защиты, которые позволяют снизить негативные последствия от попадания боеприпаса. 3) Другой причиной потерь также является недостаток опыта у турецких экипажей и отсутствие нормальной доктрины применения танков в городских условиях[xi] [12].

Отметим, что Leopard 2A4 (был создан в 1979 г.) является один из трех боевых танков турецкой армии и самым современным танком в сравнении с танками Leopard 1 (1965 г., Германия) и M60 A1 (1961 г., США). Модернизация танков Leopard 2A4 актуальна для турецкой армии, поскольку есть проблемы в связи с турецким танком Altay. Хотя в начале апреля 2016 г. турецкая оборонная компания Otokar и Секретариат по оборонной промышленности Турции заявили о готовности начать серийный выпуск первого отечественного танка нового поколения Altay[xii] [13], этого до сих пор не произошло. Нерешенным остается вопрос выпуска двигателей для танков Altay. В ноябре 2017 г. в Турции пять компаний представили свои предложения в тендерную комиссию в рамках проекта производства двигателей для отечественного танка Altay (название Altay турецкий танк получил по имени генерала Фахреттина Алтая [14], войска которого во времена кемалистского движения (1919-1923 гг.) заняли город Измир)[xiii] [15].

Итак, Германия приостановила модерниазацию танков Leopard 2A4 для Турции из-за проводимой Анкарой операции против YPG в районе Африна, что была вполне ожидаемым событием, исходя из прошлого опыта. А этот опыт, а также и нынешний «танковый кризис» между Германией и Турцией указывает на три основных фактора, которые турецкая сторона должна учесть в своих действиях.

  1. Вопрос курдов (Турции, Сирии, Ирака) чувствительная тема в Германии, где проживает больше миллиона курдов, а также около трех миллионов турок. Об этом свидетельствуют инциденты с ЗРК Patriot и танками Leopard 2A4.
  2. ФРГ не поставляет оружие в зоны конфликтов (хотя это не касается борьбы против ИГ, в рамках которого Германия предоставила курдским силам пешмерга оружие). Исходя из этого принципа ранее Германия запретила Турции продать САУ T-155 Fırtına («Шторм») Саудовской Аравии (в САУ T-155 Fırtına используется двигатель немецкой компании MTU). Германия не хочет, чтобы немецкое оружие использовали в региональных конфликтов Ближнего Востока.
  3. Власти ФРГ в своих действиях руководствуются стремлением гарантировать безопасность Израиля. Ранее между Турцией и Германией начался «субмариновый кризис», поскольку Германия задерживала поставку подводных лодок типа 214 TN с воздухонезависимой двигательной установкой [16] способных погружаться на глубину 400 метров и самостоятельно действовать под водой до 50 дней, запас хода составлял 19 тысяч км (2 июля [17]2009 г. [18]МО Турции и HDW — самая большая верфь [19] Германии заключили соглашение о совместном производстве шести подлодок типа 214 TN, которое было оценено 2.5 млрд евро и стало самым большим проектом по наращиванию обороноспособности Турции после закупки 116 самолетов F-35 [20] со стоимостью, превысившей 10 млрд долл., и самой дорогой сделкой в истории ВМС Турции). Вместе с этим Германия продолжает поставлять Израилю субмарины класса «Дельфин», которые по некоторым сведениям, способны нести ядерное оружие. В связи с этим журналист немецкой газеты Die Welt Ганс Рюхле, в 1982-1988 гг. работавший в департаменте планирования МО ФРГ, заявил, что руководство Германии осознает, что речь идет о такой системе вооружения, которая способна носить ядерное оружие, и что оно в данном вопросе руководствуется стремлением гарантировать безопасность Израиля, для чего необходимо держать в тайне реальное предназначение субмарин.

[i] [21] Германию призвали не улучшать турецкие танки после наступления на курдов, BBC Русская служба, 24.01.2018

[ii] [22] Almanların PKK aşkı bitmiyor, Yeni Akit, 26.01.2018

[iii] [23] Германия модернизирует поставленные Турции танки Leopard, Российская Газета, 23.01.2018

[iv] [24] Габриелян Айк [25], O некоторых особенностях военной операции Турции в Африне, Институт Ближнего Востока, 22.01.2018

[v] [26] Almanya, Türkiye’ye Leopard tank modernizasyonunu durdurdu, Sputnik Türkiye, 25.01.2018

[vi] [27] Leopard tanklarıyla ilgili Türkiye’den ilk açıklama, Sözcü, 25.01.2018

[vii] [28] Alman-Türk dışişleri bakanlarından olumlu mesaj, DW, 06.01.2018

[viii] [29] Der Spiegel: Германия может продать модернизированные танки за арестованного в Турции журналиста, МК-Турция, 30.01.2018

[ix] [30] Габриелян Айк [25], «Политика заложников» Турции и визовый кризис с США, Институт Ближнего Востока, 16.10.2017

[x] [31] Daily Mail: Турецкие танки Leopard не выдержали испытаний в Сирии, МК-Турция, 02.02.2018

[xi] [32] Причины потерь танков Leopard 2A4 в Сирии и их слабые места, pohnews.org, 19.01.2017

[xii] [33] Otokar готов к серийному выпуску танка нового поколения «Алтай», Anadolu Ajansı, 03.04.2016

[xiii] [34] В Турции 5 компаний готовы выпускать двигатели для танка Altay, Anadolu Ajansı, 24.11.2017