- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Иордания: о ратификации соглашения о строительстве трубопровода из Ирака

5 февраля, по сообщению иорданской газеты «Ар-Рай» («Мнение», «Взгляд» — араб.) кабинет министров королевства одобрил соглашение, подписанное между Министерством энергетики и минеральных ресурсов Иордании и Министерством нефти Ирака о строительстве трубопровода от иракской Басры до иорданского порта Акаба. Главная цель проекта, как известно, состоит в экспорте иракской нефти через этот красноморский порт, при этом часть нефти, пойдет на нужды Иордании.

Соответствующее соглашение было подписано между двумя странами в ноябре 2015 г. и его стоимость оценивается в 5,6 млрд долларов США. Проектная мощность трубопровода составляет миллион баррелей нефти в сутки, из которых 150 тысяч будет получать иорданская сторона.

Некоторые обозреватели вспоминают в этой связи давний, еще британский проект трубопровода Мосул — Хайфа, существовавший при монархии в Ираке, намекая на то, что, мол, иракская нефть может попасть в Израиль. Спекулировать на этом факте, дело малоперспективное по целому ряду причин. Среди них та, которая оправдает этот проект даже в том случае, если Израиль в действительности будет покупать часть нефти из Акабы. Состоит она в том, что одной из приоритетных целей Министерства нефти Ирака является максимально возможная диверсификация экспортной логистики. И потом, нефть ведь не покупают просто так, она должна быть определенной марки, подходящей для переработки на ваших НПЗ, существует четкая иерархия нефтетрейдеров, графики поставок и аренды танкеров, масса нюансов, как налагающих определенные рамки на этот процесс, так и делающие его достаточно прозрачным и прогнозируемым. И потом, нефть это товар, и если Израиль купит его, то в чем проблема? Конечно, было бы лучше вновь ввести в строй трубопровод Мосул-Хайфа, что, по оценкам Министерства инфраструктуры, снизило бы цены на топливо в Израиле на 25%, но, если исходить из реалий, а не из спекуляций, то сама постановка вопроса о покупке иракской нефти в Акабе преждевременна.

Факт реализации этого проекта является предметом острой критики из Тегерана еще и потому, что воспринимается там, как часть программы по постепенной нормализации отношений между арабскими государствами Персидского залива и Израилем. Мол, США и Иордания оказывают давление на Ирак с целью вовлечь его в орбиту усилий, когда посредством организации различных форумов, межкультурного обмена и совместных экономических проектов, ставится задача по сближению, например, тех же Саудовской Аравии, ОАЭ и Бахрейна с Израилем.

Если иракская общественность согласиться с фактом приобретения израильтянами иракской нефти, то там недалеко и до политической нормализации, — полагают авторы материала, опубликованном на страницах проиранского канала «Иттиджах».

Акаба, единственный порт Иордании и своеобразные «западные» морские ворота Ирака, соседствует с израильским портом Эйлат, и технически, Израиль сможет покупать иракскую нефть прямо на границе.

С другой стороны, никто не мешает Израилю покупать ту же саудовскую нефть. Так что, несмотря на все неудовольствие в Тегеране, проект, после его ратификации правительством Иордании получает дополнительный импульс, а сооружение в Акабе дополнительных складских мощностей и, возможно, нового НПЗ, укрепит экономику королевства и двусторонние связи, уже неоднократно демонстрировавшие свою устойчивость.

Строительство нового трансиорданского трубопровода из Басры почти наверняка будет иметь свое логическое продолжение в виде сооружения параллельного газопровода. Ведущиеся в настоящее время в Ираке работы по завершению выстраивания единой трубопроводной системы страны позволят при необходимости быстро обеспечить требуемое количество нефти и газа для заполнения трубы, из тех же северных месторождений, если южные, по какой-то причине, сократят поставки.  Не исключено, что в газопроводе может быть и иранский газ, во всяком случае, начало клиринговых поставок нефти и соединение газопроводной системы Ирана и Ирака уже состоялись.

Для Иордании строительство трубопровода означает энергетическую стабильность и улучшение экономических показателей, уменьшение зависимости от ценовых колебаний на нефть, подобно происходящим сейчас.

После роста на 17% за последние три месяца, цены на нефть снизились до самого низкого уровня. Марка «Брент» подешевела на 1.01 доллар США до 67.57 долларов за баррель по состоянию на вчерашнее число, на 14-40 по Гринвичу, западнотехасская WTI продавалась на 82 цента дешевле, по цене в 64.63 доллара США за баррель. Отечественная URALS котировалась по наинизшей цене с начала года.

В рамках общего шторма на фондовых рынках мира нефть дешевеет, и главной причиной вновь называется рост сланцевой добычи в США. Она впервые с 1970 года преодолела психологический рубеж в 10 млн баррелей в сутки, вторую неделю подряд увеличивается количество вводимых в строй буровых установок. Собственно, добыча в США росла и в прошлом году, так, в ноябре 2017 года ежедневно на экспорт в Юго-Восточную Азию и в Европу отправлялось 1,7 млн баррелей нефти.

35% от американского нефтяного экспорта направлялось в Азию в течение восьми месяцев прошлого года, составив, в среднем, 312 тысяч баррелей в сутки, в сентябре и в октябре, поставки выросли до 40% от общего объема экспорта, или около 636 тысяч баррелей.  Европейцам за первые два квартала 2017 г. отправлялось 22%, или 193 тысячи баррелей нефти в сутки, затем эта цифра выросла до 31% или 510 тысяч баррелей в сутки.

До недавнего времени одним из главных получателей американской нефти была Канада, с декабря 2015 года после отмены ряда ограничений, нефть из США стала поставляться и в ЮВА, и в Европу.

К слову, расположение порта Акаба, как конечной точки экспортного иракского трубопровода имеет не самый выгодный характер. Выбирать в данном случае не приходится, но выход из Акабского залива, так же, как и Суэц и Баб эль-Мандебский пролив имеют определенные технические ограничения по проходу танкеров и, в случае региональных или геополитических осложнений, могут быть быстро блокированы, что уже не раз случалось в прошлом веке. Поэтому, может быть и не так плохо, если бы Израиль покупал часть этой нефти, сразу, у границы. Еще одним потенциальным покупателем иракской нефти из Акабы является Египет. Но, судя по всему, иракское Министерство нефти рассчитывает на европейских покупателей, а также на поставки на побережье Восточной Африки.