- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об усилении напряженности на северных границах Израиля

Во вторник члены узкого военно-политического кабинета Израиля во главе с премьер-министром Биньямином Нетаньяху совершили тур к северным границам страны, в рамках которого брифинги для коллег провели начальник Генерального штаба ЦАХАЛ Гади Айзенкот и командующий Северным военным округом Йоэль Штрик. По итогам визита глава правительства сказал: «Сейчас я завершаю поездку по Северному военному округу АОИ, которую мы совершили сегодня утром с членами военно-политического кабинета. Меня впечатляет основательная работа, которую АОИ делает для защиты наших границ и нашего государства. Мы хотим мира, но мы готовы к любому сценарию, и я предлагаю, никому это не проверять».

Событие явно стало следующим элементом в цепочке израильских действий, направленных на демонстрацию иранской опасности, подступающей к границам государства, а также очередным обращением к потенциальным противникам, в котором им рекомендуется воздерживаться от попытки эскалации конфликта с Израилем. При этом страна, в очередной раз показывает, что готова к тому, чтобы отстаивать свои интересы всеми доступными средствами, не надеясь на помощь союзников, в чем можно заметить некоторое разочарование итогами недавней поездки премьер-министра в Москву. С одной стороны, по словам того же Б.Нетаньяху: «способность самостоятельно защитить себя – это существенное изменение в истории нашего народа». С другой стороны, отдельного внимания заслуживает брифинг Й.Штрика, прежде командовавшего Службой тыла. Это уже не первый раз, когда израильские военные приготовления свидетельствует, что подготовка к возможному столкновению ведется основательная и не исключает случаев эвакуации местного населения из опасных районов.

Судя по всему, основным предполагаемым противником для Израиля сейчас стал Ливан, причем не исключено, что именно в роли государственного актора, а не театра военных действий для ассиметричного конфликта с «Хизбаллой». В день визита делегации военно-политического кабинета в Северный военный округ сразу три высокопоставленных представителя Дамаска сообщили, что Иерусалим повинен в дестабилизации ситуации в регионе. Президент Ливана Мишель Аун, премьер-министр Саад Харири и спикер парламента Наби Берри 6 февраля встретились для обсуждения израильской угрозы и по итогам этого совещания подчеркнули, что готовы приять меры «на различных региональных и международных уровнях, чтобы предотвратить строительство Израилем цементной стены … и от возможности посягательства на ливанское нефтегазовое богатство и его (территориальные) воды».

По сути, триггер текущих противоречий ясен и заключается в двух недавних заявлениях, сделанных с израильской стороны. Во-первых, неделю назад, выступая на конференции Института исследования национальной безопасности INSS, глава израильского оборонного ведомства А.Либерман сообщил, что действия Бейрута по выдаче лицензий на разработку шельфовых месторождений в блоке 9 являются незаконными и провокационными. Во-вторых, тогда же стало известно о планах по возведению новой стены безопасности. На этот раз такое сооружение должно появиться на Голанском плато, и, по информации 10 канала израильского ТВ, уже получило на это одобрение от Иордании.

Впрочем, в этой игре в вопросы и ответы есть еще один важный участник – Иран, которому показать степень внимания к ситуации в указанном районе для Израиля важнее, чем отреагировать на ливанские выпады. В конце января 2018 г. Эбрахим Раиси, которого называют чуть ли не предполагаемым преемников аятоллы Али Хаменеи, посетил Ливан и Сирию, отдельно совершив тур к границе с Израилем в сопровождении активистов «Хизбаллы». Тогда он сделал целую серию важных замечаний, каждое из которых имело непосредственное отношение к израильским интересам. Так, по словам Э.Раиси: «освобождение Иерусалима близко», а палестинцы «поняли, что борьба и стойкость, а не переговоры, определяют судьбу их государства». Отдельно он остановился на роли «Хизбаллы» в региональных делах, подчеркнув, что ее значение не сводится лишь к решению военных задач, а помогает населению и формирует его культуру.

Оценивая тот визит, Иерусалимский центр общественной политики пришел к выводу, что он имел две цели. С одной стороны, Тегеран таким способом продемонстрировал, что израильские угрозы для него ничего не значат. С другой стороны, дал понять, что намеревается оказывать «Хизбалле» не только помощь в виде поставки вооружений, но и содействие, направленное на укрепление её позиций в политическом процессе Ливана. Американский эксперт, представляющий Совет по международным делам, Эллиот Абрамс в своих оценках зашел еще дальше, отметив, что таким способом Тегеран показал, что Сирия и Ливан утратили фактический контроль над границами, да и собственной политикой.

Таким образом, можно констатировать, что ситуация на северных границах Израиля продолжает обостряться, что заставляет правительство пристально следить за происходящим и готовиться ко всем возможным сценариям развития событий. Мало того, переговоры с Москвой и Вашингтоном, судя по всему, нужных результатов так и не принесли, в результате чего Иерусалим все больше рассчитывает на свои силы. Однако наносить превентивный удар власти явно не собираются, что понимают и главные израильские противники. В этой связи для дискредитации израильских позиций они вполне могут активизировать присутствие в приграничной территории, инициируя новые провокации. Вот только исход этих событий пока прогнозировать сложно, поскольку, уступая Ирану и его региональным марионеткам право на эскалацию, Израиль может как выиграть, так и проиграть.