- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О текущем финансовом состоянии Ирака

Практическое завершение бюджетной эпопеи в Ираке на фоне некоторой стабилизации цен на нефть достаточно резко контрастирует с общей нехваткой средств, ощущаемой в экономике страны. Вероятно, превышение цен на нефть, сверх заложенных в бюджет 46 долларов США за баррель не только не станет «палочкой-выручалочкой» для финансов страны, но и вообще может остаться незамеченным. Эта диспропорция стала поводом для исследований, предпринятых группой независимых финансовых аналитиков из Института экономических реформ. Их представитель, Кямаль аль-Басри поделился с журналистами ресурса «Ас-Сабах Аль-Джадид некоторыми результатами своей работы, из которых следует, что дефицит бюджета в этом году может составить 12 трлн динар (около 11 млрд долларов США). Справляться с ним, по мнению К.аль-Басри, власти, главным образом, собираются за счет кредитных заимствований, что достаточно просто, но имеет много негативных последствий.

Сам он полагает, что лучшее средство борьбы с бюджетным дефицитом это применение средств законодательного регулирования, использование собираемых пошлин и обязательных платежей, предусмотренных законом и поддержание заниженного курса динара к доллару, что полезно для регулирования импорта и стимулирования местного производства.

Вместе с тем, К.аль-Басри и его коллеги убеждены: исполнение бюджета будет вестись с использованием отработанных механизмов, когда назначение ассигнований было «туманным и непрозрачным».

Но, вместе с тем, не все потеряно, рассуждают независимые аналитики. Нынешний бюджет (и тут, очевидно, имеется ввиду некоторый возможный профицит, ибо дефицитный бюджет для этих целей, ну никак не годится), может стать «подходящей возможностью для начала реформ, ожидаемых иракским народом и переходом от финансового кризиса, в котором пребывает страна, к реформам», которые должны осуществляться путем борьбы с коррупцией, созданием контрольно-ревизионных органов для контроля за результатами финансовой деятельности. Эта программа была изложена независимыми экспертами информационному ресурсу «Аль-Хаят».

С учетом того, что в Ираке повсеместно идет борьба с коррупцией, а комиссия по надзору за исполнением бюджета работает практически круглосуточно, ничего нового К.аль-Басри и его группа не предлагают. Детали интервью, его источник и употребления слов «реформы» и «перемены» дают основания считать, что это некий пристрелочный залп по финансовому блоку премьер-министра Х.аль-Абади со стороны его оппонентов. Ведь, если с «черными дырами» в бюджете удастся справится, что, а самом деле, не так трудно и часть из них совершенно точно будет ликвидирована, то избыточная нефтяная маржа, при условии сохранения среднего нынешнего уровня цен, может дать Х.аль-Абади возможность для настоящего начала реформ. С опорой на солидную финансовую подпитку. Что является залогом успеха, а значит, даст иракскому премьеру карт-бланш на ближайшую перспективу.

Все остальные тезисы группы экспертов насчет «прозрачности», «важности роли инвестиций», «уменьшения зависимости от нефти» и «повышения эффективности управления государственной собственностью», то это, и так каждый день звучит из уст государственных чиновников. И, как ни странно, многое выполняется.  Тем не менее, определенные политически силы прощупывают на прочность позиции правительства и пускаются в откровенные спекуляции на и так общеизвестных фактах.

Что касается текущей нехватки средств, и достаточно жесткого секвестирования расходов на текущий год, то причин здесь может быть несколько: это и обеспечение долговых обязательств, и выплаты значительных сумм для нужд беженцев и перемещенных лиц. Финансирование восстановления разрушенных районов страны, ведущееся пока что, в основном, за свой счет.

Кроме того, правительство страны при всех существующих проблемах и трудностях, умудряется финансировать возведение объектов инфраструктуры, спортивных сооружений и поддерживать развитие, например, железнодорожного сообщения, к использованию которого Ирак, в сравнении с другими странами региона, обратился одним из первых.

Главным же доказательством конъюнктурности высказываний нео-реформаторов является календарное смещение при исполнении бюджета – до сих пор идет выполнение статей бюджета предыдущего. А положительный кумулятивный эффект от подросших цен на нефть, самое раннее, может быть замечен с осени этого года.

Кроме того, текущие показатели иракского фондового рынка свидетельствуют о том же. Вторничная сессия закрылась с ростом биржевого показателя на 1.53% до 625.9 единиц. И это на фоне общемирового биржевого шторма. Акции компании «Асия Селл», сотового оператора, выросли на 7.13%, гостиничной сети «Вавилон» — на 7%, бумаги Коммерческого банка – на 6.12%. В обращении находилось 2.4 млрд акций общей стоимостью в 2.068 млрд динар.

Данные по ситуации на валютной бирже Ирака подтверждают новости с фондового рынка. Центральный банк во вторник, 6 января продал на внутреннем рынке 165.88 млн долларов США, что на 20.1 млн больше, чем в понедельник, 5 января. Курс обмена составил 1190 динар за один доллар. Всего, с учетом внешних платежей, в середине недели было продано 192.57 млн долларов США. Это несколько меньше, чем выручка от продажи нефти за сутки, и с учетом валютных резервов является совершенно обычным показателем для иракских реалий.  В правительстве, при всех проблемах, свойственных режиму парламентской республики, умеют считать деньги. Даже силовики на будущий год получили весьма скромные ассигнования. На нужды Министерства обороны отпущено 600 млн долларов США, МВД – 150 млн, еще по 50 млн получили Народное ополчение и Силы специального назначения. Это означает, что средств хватит лишь на выплаты жалования и обеспечение текущей деятельности. Никаких масштабных закупок на 2018 г. не планируется, во всяком случае, расчеты, в случае их осуществления, будут либо отсрочены, либо согласованы в виде других механизмов, кредитов, предоставления гарантий и пр.