- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Алжирская армия против своих отставников

Участившиеся и усилившиеся в последнее время выступления алжирских военных пенсионеров по всему Алжиру заставили руководство страны, в том числе и армейское, обратить пристальное внимание на данную проблему.

Нет, оно отнюдь не решило повысить их ухудшающийся жизненный уровень (например, средний размер пенсии для военных отставников в АНДР составляет порядка 150 евро, наблюдаются серьезные проблемы в обеспечении пособиями армейских инвалидов и вообще утративших на службе здоровье), а, по сути, пригрозило рассматривать их соучастников «враждебных иностранных заговоров».

В частности, речь идет о воскресном заявлении начальника штаба алжирских вооруженных сил и заместителя министра обороны генерал-лейтенанта Ахмеда Гаида Салаха 4 февраля, в которых он пристыдил своих бывших подчиненных, действиями которых, по его мнению, пытаются «манипулировать враждебные Алжиру иностранные силы, стремящиеся его подорвать».

Данное заявление было сделано Ахмедом Гаидом Салахом в дальнем южном городе АНДР Таманрассете в ходе рабочего инспекционного визита в 6-й военный округ.

Генерал-лейтенант особенно подчеркнул в нем, что «алжирская народная армия резко осуждает провокационные действия некоторых пенсионеров» и выразил пожелание, чтобы они «прекратили участвовать в действиях, вредящих интересам их страны, а значит, и их самих».

По его словам, алжирские военные, в том числе и отставные, должны четко следовать своей традиции и хранить верность «нашим мученикам-шахидам, павшим с честью на поле брани в течение нескольких лет нашей славной освободительной войны (1954 – 62 гг. против французского колониального господства – авт.), и быть абсолютно преданными Алжиру, своему народу и своим интересам, и не обманывать своих же граждан поступками, отвечающими замыслам алжирских недоброжелателей».

По словам Ахмеда Гаида Салаха, армия АНДР, «исполненная лояльности своему руководству, народу и стране, наполненная патриотизмом, по-прежнему намерена строго следовать исполнению своего профессионального назначения, и четко ориентироваться на революционные и исторические традиции, предполагающие сохранение верности Алжиру».

Он подчеркнул, что «это предполагает готовность алжирских военных следовать по пути своих предшественников-шахидов, не пощадивших своей жизни и крови ради будущего процветания своей Родины, и она не позволит кому бы то ни было повредить ей и ее народу, в том числе и скомпрометировавшей себя связями со злоумышленниками частью военных пенсионеров».

По его мнению, «те, кто злоупотребляет своим военным прошлым сейчас, прекрасно осведомлены о пагубных замыслов заказчиков их действий, призванных очень негативно повлиять на ситуацию в стране и вызвать еще более крупные события. Существуют иностранные заказчики таких выступлений, маскирующиеся под различные НПО.

Поведение же некоторых военных пенсионеров, знающих все это, недопустимо и такие враждебные нашей Родине действия, являющиеся антиправительственными выступлениями, лишь подчеркивают то, кем они являются. Хороший, сознательный, порядочный и честный гражданин – тот, который прежде всего спрашивает сам себя о том, какую он пользу принес своей Родине, прежде чем спросить, что Родина дала ему».

Согласно заверениям Ахмеда Гаида Салаха, «в любом случае эти вредоносные намерения благодаря сохранению верности армии АНДР своему народу и президенту неизбежно потерпят крах и Алжир сохранится навсегда сильным и способным справиться с любой задачей в отношении укрепления безопасности и стабильности».

Одновременно генерал-лейтенант «приветствовал кропотливые усилия, прилагаемые военнослужащими на местах, демонстрирующие преданность и верность своему народу и своей стране Алжир. Усилия, которые отражают их пропитанность идеей жертвы и осознанием важности миссии, которая им предназначена, чтобы выполнить ее при любых обстоятельствах».

Со своей стороны, Ахмед Гаид Салах заявил, что главное армейское руководство прилагает все силы, чтобы «собрать все силы, чтобы обеспечить гарантированное достижение поставленных целей, благодаря проницательности и неизменной поддержке его превосходительства президента республики, верховного руководителя вооруженных сил, министра национальной обороны наших вооруженных сил».

Тем самым он лишний раз выразил верноподданнические чувства главе государства Абдельазизу Бутефлике, представители окружения которого неоднократно докладывали о якобы имеющихся у Ахмеда Гаида Салаха «бонапартистских устремлениях и желании силой захватить власть в стране» и советовали ему заменить влиятельного генерала более молодым офицером, не имеющим равного ему влияния на военных.

Между тем, начальник штаба не устает демонстрировать свою верность президенту, всячески намекая на то, что он готов выполнить любой приказ – от уничтожения террористов до силового подавления своих бывших подчиненных, «вышедших в тираж».

Одновременно, несмотря на свой почтенный 78-летний возраст, этот генерал-лейтенант не устает ездить по военным округам страны, демонстрируя отличное сохранение работоспособности и способность держать своих подчиненных в постоянном напряжении.

Впрочем, отчасти «статистику» портят выступления отставников, причем они же вызывают вопросы относительно сохранения лояльности правящему режиму самой армии и прежде всего офицерского корпуса.

Разумеется, что в выступлении 4 февраля Ахмед Гаид Салах допустил в их отношении явную полускрытую угрозу, по сути свидетельствующую о готовности расценивать их враждебными Алжиру элементами, фактически поставив их на одну доску с террористами.

Впрочем, алжирскому руководству необходимо учитывать тот факт, что сейчас младшими и средними армейскими офицерами служат немало сыновей тех, кто сейчас выходит требовать улучшения своего положения.

И все больше представителей алжирского офицерства, как отставного, так и действующего, выражает негодование занятой Ахмедом Гаидом Салахом позицией, который, согласно мнению значительной их части, «открыто предает интересы своих подчиненных ради сохранения под собой теплого дорогого кресла».

И они прекрасно понимают, какое незавидное будущее ожидает их самих. Можно ли ожидать сохранения с их стороны гарантированной лояльности тому режиму, который поступает с отслужившими свой срок, словно со сломанными вещами?