- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Кто и как может объяснить палестинцам местоположение их столицы

Палестинские страсти по Иерусалиму по-прежнему не утихают, что доказывает последний раунд заочного общения главы Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмуда Аббаса и специального представителя президента США на международных переговорах Джейсона Гринблатта, растянувшийся со вторника по четверг. 6 февраля палестинский лидер, выступая в Рамалле на мероприятиях, провозгласивших Иерусалим столицей исламской молодежи 2018 г., сообщил, что город: «является столицей мусульманской молодежи и столицей христианской молодежи, и мы (ПНА – авт.)  не примем его объявления столицей Израиля. Это арабский, исламский и христианский город». Помимо этого, М.Аббас не мог не упомянуть в очередной раз о том, что Вашингтон утратил роль честного брокера в переговорном процессе.

На все сказанное не могли не отреагировать в США, в этой связи с ответом палестинскому лидеру в своем твиттере выступил Д.Гринблатт. Специальный представитель американского президента в серии коротких сообщений написал: «ничего продуктивного или способствующего мирному процессу из подобных слов следовать не может…Нельзя добиться прочного мира, отрицая тысячелетние связи иудеев с Иерусалимом. Иерусалим свят для мусульман, христиан и евреев…Мир может основываться только на истине…».

В этой заочной перепалке, названной израильской Jerusalem Post первым открытым обращением американского переговорщика к М.Аббасу после иерусалимской декларации, был еще один любопытный момент. Заключался он в том, что глава ПНА сообщил: «мы никогда не отвергали идею переговоров…Я брошу вызов любому, кто скажет, что пригласил нас, пусть даже однажды, на переговоры, и мы ответили “нет”». Интересно, конечно, что тогда делала палестинская сторона после объявления Иерусалима израильской столицей, демонстративно отказываясь от любых контактов с Вашингтоном, но разговор сейчас не об этом. Своими словами М.Аббас вновь пытается дать понять, что старательно ищет других переговорщиков, которые так или иначе, но займут место США. Первой серьезной попыткой на этом направлении стало его недавнее общение с главой европейской дипломатии Ф.Могерини, от которой он получил некие финансовые гарантии, но не безоговорочную уверенность в том, что ЕС окажет всю возможную политическую поддержку.

С точки зрения израильтян настороженность вызывают палестинские шаги на китайском направлении. В этой связи Центром стратегических исследований Бегин – Садат был подготовлен аналитический материал, в котором утверждается, что за последние годы Пекин стремиться к тому, чтобы активизировать свою вовлеченность в ближневосточные дела, при этом делая ставку на защиту палестинских интересов. Неспроста в недавнем интервью министр иностранных дел Китая Ван И сказал: «прошло уже семьдесят лет с момента принятия ООН решения о создании палестинского государства, но семьдесят лет спустя палестинское государство еще не создано». Вместе с тем, израильская озабоченность этим вопросом не выглядит уж слишком серьезной. Как отмечают в упомянутом выше Центре, активизация вовлеченности не означает намерения погрязнуть в далеких для Китая ближневосточных делах. Да и сами палестинцы, вероятно, осознают, что это далеко не та страна, которая способна дать им «сделку мечты» в пригодной для них конфигурации.

Гораздо большие шансы на успех есть у России. 12 февраля в Сочи должна состояться личная встреча президента РФ В.В.Путина и М.Аббаса, на которой, как в середине текущей недели заверили представители палестинского лидера, он, наконец, представит свой проект трансформации переговорного процесса и посреднических усилий, обещанный ранее для презентации перед дипломатами ЕС. В среду сам палестинский лидер заявил: «Мы считаем, что Россия может сыграть очень важную роль в этом процессе, поскольку она уже давно подчеркивает необходимость международных усилий…Мы стремимся создать новую коалицию, новый механизм для переговоров между нами и Израилем, поскольку мы по-прежнему привержены этому процессу». При этом, как пишет Times of Israel, глава ПНА будет пытаться показать американскую несостоятельность на фоне роста влияния Кремля в регионе, т.е. фактически играть на амбициях, что в случае с Москвой не так уж эффективно.

И здесь, если М.Аббас пытается предпринимать что-то новое, то и Кремлю следовало бы пойти по тому же пути. Новый подход России как раз и мог бы заключаться в том, чтобы дать палестинцам четко понять, где и в каких границах находится их столица. Ведь, по сути, так и оставшийся в тени, но в реальности во многом созвучный иерусалимской декларации Д.Трампа апрельский комментарий Департамента информации и печати МИД России об Иерусалиме, признает и за Израилем право на его столичный статус.

Рассуждения, эти, к большому сожалению, представляют собой, скорее, нечто вроде wishful thinking, в то время как реальный прогноз грядущих российско-палестинских переговоров выглядит неутешительным. Можно предположить, что они в очередной раз завершаться признанием важности резолюций ООН и полуживого «квартета» ближневосточных посредников, иногда выпускающего очевидные заявления о росте опасности в зоне палестино-израильского конфликта. Хотя в реальности шанс на кардинальную трансформацию ситуации у России есть, только для этого надо отойти от привычной и доказавшей свою неэффективность тактики потакания арабам.