- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О ходе строительства «Турецкого потока». Часть 3

По информации заместителя председателя правления «Газпрома» А.В.Круглова, стоимость газопровода «Турецкий поток» оценивается российской компанией примерно в 7 млрд евро. По его словам, в процессе строительства трубопровода привлечение проектного финансирования маловероятно, поэтому проект будет полностью профинансирован из бюджета «Газпрома». Однако после запуска газопровода компания рассчитывает рефинансировать часть затрат через выпуск проектных облигаций.

Как ожидается, «европейское» продолжение второй нитки «Турецкого потока» будет прокладываться европейскими газотранспортными операторами в строгом соответствии с существующими правилами и нормами Еврокомиссии.

Снижение энергетической зависимости от России – долгосрочная стратегия Европейского союза. В складывающихся условиях задача максимум для России на ближайшие 20 лет – сохранить удельный вес российского «голубого топлива» на европейском газовом рынке. Давление Евросоюза направлено в первую очередь на «Газпром», а не российский газ в целом. Значит, нам необходимо совершенствовать экспортную политику в зоне Евросоюза с активизацией поставок газа независимыми российскими производителями под контролем государства. Это потребует определенных изменений в российском законодательстве.

Потенциальными потребителями «голубого топлива», которое «Газпром» планирует поставлять по второй нитке газопровода, являются Болгария и Сербия. Здесь стоит поговорить о проекте строительства газопровода Eastring.

Eastring – совместный проект, предусматривающий прокладку газопровода между Румынией, Болгарией, Венгрией и Словакией. Его предполагаемая пропускная способность – примерно 20–40 млрд куб. м газа в год.

Осенью 2017 года Словакия и Венгрия подписали меморандум о взаимопонимании по проекту. «Словацкая Республика считает Eastring одним из важнейших проектов для достижения цели Европейского союза по диверсификации транспортных маршрутов и повышению энергетической безопасности в регионе Центральной и Юго-Восточной Европы», – отметили в Министерстве экономики Словакии, добавив, что страна прилагает усилия для эффективной подготовки к строительству газопровода. В 2016 году подобный меморандум был подписан Словакией и Болгарией.

Напомним, что еще несколько лет назад Словакия предложила построить трубопровод, который соединит газовые сети Словакии, Чехии, Украины, Венгрии, Румынии, Болгарии. Изначально предполагалось, что сначала газопровод будет обеспечивать «голубым топливом» балканские страны. Однако затем возникла идея использовать этот трубопровод для транспортировки газа в Европу из стран Каспийского региона через «Южный газовый коридор». Однако основная часть газа, который будет прокачиваться по «Южному газовому коридору», пойдет на рынки Италии и Греции. В результате участники проекта Eastring неизбежно встанут перед необходимостью все-таки подключить свой газопровод к «Турецкому потоку».

«Газпром» намерен купить дополнительный пакет акций компании South Stream Serbia. Этот вопрос будет рассмотрен на заседании совета директоров «Газпрома».

Совместная проектная компания South Stream Serbia (доля «Газпрома» – 51%, «Сербиягаза» – 49%) была создана для строительства участка газопровода «Южный поток».

Источники в «Газпроме» заверили, что намерение компании приобрести дополнительный пакет акций South Stream Serbia не означает, что для второй нитки «Турецкого потока» выбран именно балканский маршрут, а не вариант с поставкой в Грецию и далее в Южную Италию. Однако маршрут через Балканы остается предпочтительным из-за подготовительной работы, сделанной для «Южного потока». Кроме того, балканский маршрут позволит решить вопрос обеспечения сырьем всех клиентов «Газпрома» на Балканах без украинского транзита.

Не исключено, что официальная информация об итоговом маршруте второй нитки «Турецкого потока» будет обнародована лишь после того, как болгарский, венгерский и австрийский регуляторы начнут процедуру бронирования новых мощностей, в которой примет участие «Газпром».

В заключение автор счел полезным сделать несколько важных выводов.

Проект «Турецкий поток» экономически обоснован и конкурентоспособен с точки зрения перспективного спроса на газ в Европе, ресурсной обеспеченности, технико-технологических и геополитических возможностей реализации. Запуск проекта позволит России решить сразу несколько важных задач:

Стратегическое энергетическое партнерство с Турцией выгодно России с экономической и геополитической точки зрения. Однако оно потребует пристального внимания как для отстаивания интересов нашего государства, так и отслеживания баланса сил в регионе, где вероятно усиление соперничества Турции с Ираном.

Реализация проекта «Турецкий поток» будет зависеть не только от договороспособности Турции как основного партнера, но и от способности найти общие решения с конечными потребителями, наиболее заинтересованными в импорте российского газа.