- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Саммит по безопасности Сахеля запросил помощь у мирового сообщества

На состоявшемся в Мали саммите по безопасности главы государств региона Сахель запросили помощи у международного сообщества в создании дополнительных подразделений по борьбе с джихадистами.   

Кроме президентов Буркина-Фасо Роша Марка Кристиана Каборе, Чада Идрисса Деби, Мавритании Мохаммеда ульд Абдельазиза, Мали Ибрагима Бубакара Кейта и Нигера Махамаду Иссуфу, на этой встрече присутствовали министры обороны европейских стран.

В итоговом коммюнике саммита было заявлено: «Учитывая давление, которое оказывает наблюдаемый кризис государственных финансов государств Сахеля, их главы призывают международные финансовые институты… создать дополнительные ресурсы, чтобы справиться с ним».

Для того, чтобы дополнительно мобилизовать 5000 солдат (по тысяче из пяти стран Сахеля), предназначенных для участия с середины 2018 года в борьбе с распространяющимися в регионе группами джихадистов, руководство стран Сахеля дополнительно запросило 250 млн евро.

Для государств региона, по совокупности оценки являющимися беднейшими в мире, это «неподъемная» сумма.

Важно напомнить, что на эту мобилизацию Европейский союз пообещал выделить 50 млн евро, Франция — 8 млн (в основном на техническое и прочее оборудования), Саудовская Аравия – 100 млн долларов и США – 60 млн долларов.

Однако этого, по оценке глав государств Сахеля, слишком мало для создания боеспособных мобильных сил, способных эффективно бороться против формирований джихадистов, и теперь они демонстрируют все более заметные аппетиты относительно получения всесторонней помощи.

Как ожидается, решение о выделении дополнительных средств будет принято на конференции по финансированию совместных сил, проведение которой запланировано на 23 февраля текущего года в Брюсселе.

Причина постепенной активизации внимания Запада и в целом мирового сообщества к проблемам региона во многом обусловлена заметным ухудшением положения в Сахеле на момент пятилетнего юбилея с момента начала французской военной операции в Мали, где, казалось бы, Парижу удалось в 2013 – 14 гг. рассеять группы джихадистов, которые, тем не менее, в конце 2016 – начале 2017 гг. смогли снова занять весьма протяженные районы в центре и на севере этой страны.

И все это наблюдалось, несмотря на присутствие в этой стране контингента в более чем 16 тысяч военных из Франции (4 тысячи), а также 12000 миротворцев, прибывших сюда по мандату ООН (в основном из африканских государств).

Так, на протяжении 2017 года джихадисты заметно усилили атаки против этих сил и малийской армии, распространив свои действия на юг Мали, а также в приграничные районы Нигера и Буркина-Фасо, также регулярно страдающих от их вылазок.

Необходимо заметить, что силы «G5 Сахеля» уже имеют единый штаб, находящийся в малийском Севаре и осуществлявший координацию действий с французскими военными, с которыми они уже провели две операции в районе «трех границ» между Мали, Нигером и Буркина-Фасо, которые, впрочем, не привели к заметному снижению эскалации в регионе и уменьшению опасности со стороны джихадистов.

Более того – создается непосредственная опасность дальнейшего распространения джихадизма на другие африканские страны.

В частности, по информации, перехваченной алжирскими силовиками, опираясь на «серые зоны» в Сахеле, джихадисты, пополнившие свои ряды за счет возвращающихся из Сирии и Ирака боевиков, сражавшихся за запрещенное в России «Исламское государство» (ИГ), намереваются попытаться перехватить в будущем ситуацию в Ливии и далее в Западной Африке и Судане.

Так, представитель «халифа» Абу Бакра аль Багдади в Ливии Абу Мугхирах Кахтани в своем недавнем видеообращении заявил, что перемещение активности ИГ в эту страну важно прежде всего в силу ее «стратегического географического положения».

По его словам, оттуда «открывается путь на море, пустыни, горы, и шесть стран: Египет, Судан, Чад, Нигер, Алжир и Тунис».

Это же, по его мнению, даст джихадистам возможность контролировать контрабанду оружия и нефти, а также миграцию в Европу, благодаря чему руководство ИГ рассчитывает забрасывать туда новых боевиков, используя ее как отличное прикрытие.

Между тем, как представляется, само по себе дополнительное и дорогостоящее наращивание сил здесь не способно коренным образом переломить ситуацию без радикального улучшения социально-экономического положения в странах региона.

Получение заметного эффекта возможно лишь в случае реализации долгосрочной программы их развития и серьезного снижения уровня рождаемости в беднейших странах, а не разовых выделений средств.

Без этого запрашиваемые властями стран региона традиционно очень быстро уходят в «сахарский песок», не давая почти никаких реальных эффектов.

Следует заметить, что 6 февраля «G5 Сахеля» сделало первый ход в данном направлении, подписав два меморандума о взаимопонимании с ООН, предполагающих поддержку «повышения продовольственной устойчивости» населения пяти государств региона на период 2018-2020.

Однако этого крайне недостаточно, чтобы устранить базу для распространения терроризма и создания условий для продолжения массовой миграции населения из Сахеля в государства Европы.

Однако представители руководства Евросоюза, несмотря на свою озабоченность относительно положения дел в этом неблагополучном регионе, предпочитают разовые ситуативные действия, неспособные перехватить инициативу у джихадистов.