- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов действий ВВС Израиля в Сирии

Как сообщают китайские источники, ночью 7 февраля 2018 г. четыре истребителя F-16I Sufa нанесли ракетно-бомбовый удар с использованием крылатых ракет «Делайла» по информационно-исследовательскому центру Карайя, который расположен в одном из районов столицы Сирийской Арабской Республики. По данным органов военной разведки Израиля и других западных государств, сирийские и иранские специалисты ИИЦ Карайя выполняют научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по разработке новых интеллектуальных боеприпасов для реактивных систем залпового огня и оперативно-тактических ракет, предназначенных для обстрела объектов на территории Израиля.

Как уже было указано выше, израильские летчики выполнили массовый пуск КР «Делайла», оснащенных высокоэффективной интеллектуальной системой наведения. Однако при всех ухищрениях израильских конструкторов расчеты зенитных средств ПВО, которые прикрывают ИИЦ Карайя сбили все КР «Делайла».

Подобный плачевный результат чрезвычайно неприятно удивил израильских военных и представителей оборонно-промышленного комплекса Израиля, которые рассчитывали, что данные высокоинтеллектуальные боеприпасы, оснащенные системами наведения по данным канала GPS и моделями инфракрасного и телевизионного обнаружения высокого разрешения смогут преодолеть рубеж объектовой ПВО Вооруженных сил САР.

В отношении модулей инфракрасного и телевизионного наведения известно, что они предназначены для обнаружения цели в дневное/ночное время, а благодаря цифровой системе передачи данных на самолет-носитель пилот может перенацеливать КР «Делайла». Максимальная дальность пуска такого продукта ОПК Израиля составляет 200 км, что позволяет ВВС Израиля действовать за пределами зоны обнаружения РЛС объектовой ПВО.

После авиационного налета военнослужащие батальона охраны смогли собрать все доступные остатки авиационных средств поражения израильского производства, что позволяет подтвердить линейные размеры, данные о материалах, использованных при конструировании боеприпаса, а также отдельные компоненты системы электропитания.

Следует отметить, что это уже не первый случай налета на данный объект, который является ключевым элементом в системе военно-технического сотрудничества между Тегераном и Дамаском.  Конечно, кроме передачи и совместной разработки технологий сирийские и иранские военные активно взаимодействуют в процессе создания системы пунктов постоянной дислокации, которые предназначены для сосредоточения подразделений иранских, афганских и иракских добровольцев.

По данным китайских источников, в настоящее время на территории Сирии находится около 9 тысяч иранских военных и добровольцев, однако при необходимости с учетом союзных отрядов из Ирака, Афганистана, Ливана суммарная численность дружественных официальному Дамаску сил может достигать 70000 человек. Очевидно, что подобная активность иранских военных и спецслужб привлекает серьезное внимание соответствующих специалистов Армии обороны Израиля, которым известно, что к настоящему моменту иранские военные создали 12 пунктов базирования для подразделений Сухопутных войск, а кроме того размещают легкие разведывательные беспилотные летательные аппараты. Органы военной разведки Израиля располагают соответствующими фотоснимками, сделанными с высотных разведывательных БЛА.

Как отмечают китайские специалисты, 9 февраля 2017 г. ВВС АОИ повторно нанесли удары по выявленным «иранским» объектам в Сирии, однако сирийские подразделения ПВО  также справились с израильскими АСП.

В ответ на эти массированные налет иранские военные 10 февраля 2017 г. в 5:00 утра по местному времени направили в сторону Голанских высот разведывательный БЛА, который был обнаружен постом радиолокационной разведки Армии обороны Израиля. Благодаря системе радиотехнической разведки израильские военные установили маршрут полета, провели анализ сигналов системы управления (перехват управления выполнить не удалось), что позволило своевременно подать сигнал «воздушной тревоги». После того, как иранский БЛА приблизился к линии государственной границы Израиля для его перехвата был направлен ударный вертолет АН-64D, который успешно уничтожил воздушную низкоскоростную цель.

В ответ на подобный провокационный полет 10 февраля 2017 г. ВВС АОИ направили в воздушное пространство САР четыре истребителя F-16I Sufa и два истребителя-бомбардировщика F-15I Raam, которые при выполнении боевого задания  (был спланирован удар по трем зенитно-ракетным дивизионам ВС САР и четырем иранским военным объектам) подверглись ракетному обстрелу со стороны сирийских подразделений ПВО, использовавших зенитно-ракетные системы (ЗРС) С-125 «Нева» и С-200В «Вега» и вероятно «БукМ2».  Китайские специалисты  отмечают, что израильские летчики следовали тем же маршрутом, что и три месяца назад, и именно это обстоятельство позволило сирийским зенитчикам заблаговременно сосредоточить соответствующие средства ПВО.

По данным китайских источников, в результате ракетного обстрела ВВС Израиля потеряли один истребитель F-16I Sufa, однако пилот и штурман-оператор успешно выполнили катапультирование, что подтверждает квалификацию израильских военных летчиков. Также необходимо отметить профессиональные действия подразделения поиска и спасения, которое в оперативно порядке доставило экипаж сбитого самолета в лечебное учреждение.

По данным китайских специалистов, это вторая потеря истребителя F-16I Sufa за прошедшие шесть лет участия ВВС Израиля в операциях по борьбе с усилением иранского военного присутствия в сопредельном государстве.  Для сравнения, израильские летчики за прошедший период нанесли более 100 ракетно-бомбовых ударов по сирийским объектам.

Кроме того, сирийской ПВО удалось нанести повреждения одному F-15I Raam, однако за счет второго двигателя пилоту удалось довести машину до  аэродрома базирования и выполнить безаварийную посадку. Ситуация в небе Сирийской Арабской Республики показывает, что устаревшие ЗРС советского производства даже с небольшой модернизацией оказываются способными противодействовать израильским боевым самолетам, оснащенным мощными системами радиоэлектронной борьбы. Конечно, ВВС Израиля не приятно терять такие дорогостоящие машины как F-16I, однако в данном случае тактическое решение «сирийской зенитной засады» вполне оправдало себя в ходе дуэли с истребителями.

Очевидно, что данный эпизод будет внимательно проанализирован офицерами ВВС Израиля, которые постараются внести изменения в схему боевого применения авиации, однако для этого будет необходимо привлечь личный состав 601-ого летного испытательного центра, который укомплектован высокопрофессиональными летчиками и инженерами наземных служб.

Китайские специалисты отмечают, что если бы летчики ВВС Израиля действовали несколько ближе к своем воздушному пространству, то вполне возможно, что система противоракетной обороны «Стрела» могла выполнить перехват зенитной управляемой ракеты от ЗРС С-200 «Вега», поскольку ракеты-перехватчики израильского производства развивают скорость до 9 МАХа, тогд как советские ЗУР  В-860ПВ/5В21П только 5 МАХа. Кроме того, зенитные боеприпасы С-200 обладают серьезным ограничением  по перегрузкам – 10G, что не позволяет ракете эффективно уклонятся от средств ПРО.

Анализ публикаций в китайских специализированных военно-технических и военно-политических изданиях показывает, что китайские военные при подготовке своих истребительных подразделений за образец принимают именно ВВС Израиля. Следует отметить, что китайские специалисты тщательно собирают любую информацию об опыте боевого применения израильской боевой авиации во всех вооруженных конфликтах после Второй мировой войны. Вполне вероятно, что в перспективе израильские военные разработают и реализуют операцию возмездия за сбитый F-16I.