- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

ЕС резко негативно реагирует на планы США выйти из соглашения по иранской ядерной программе

Евросоюз рассматривает варианты противодействия американским санкциям в Иране на случай возможного выхода США из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по ядерной программе Тегерана. Об этом заявил в четверг агентству Рейтер представитель внешнеполитической службы ЕС Дэнис Шаиби. По его словам, ЕС может принять меры по защите своих фирм от экстерриториальных санкций США, подобные тем, что были введены в 1996 году, когда речь шла о защите компаний на Кубе. Тогда Совет ЕС принял постановление, согласно которому любые претензии, связанные с нарушением американских санкций, должны рассматриваться только в судах на территории сообщества. В отдельных случаях оштрафованные компании могли обратиться в Еврокомиссию за защитой или даже компенсацией. «Мы рассматриваем ряд возможных сценариев. Эти меры реально возродить, однако такое будет возможно только тогда, когда станет очевидно, что Соединенные Штаты возобновляют экстерриториальные санкции», — пояснил Шаиби. Таким образом, в общем-то сбываются наши прогнозы о четкой реакции отторжения со стороны Брюсселя на все инициативы Белого дома в отношении возможной ревизии сделки по ИЯП.  14 июля 2015 года Тегеран, пять постоянных членов Совета Безопасности ООН (Россия, Великобритания, Китай, США, Франция) и Германия достигли соглашения об урегулировании ядерной проблемы Исламской Республики. Разработанный ими СВПД предусматривает отмену санкций ООН и Евросоюза, наложенных на Иран в связи с его ядерной программой, в обмен на обязательства Тегерана ограничить ядерную деятельность и поставить ее под международный контроль. 16 января 2016 года было объявлено о начале реализации сделки, и Вашингтон отменил рестрикции. Однако в ходе предвыборной кампании, а затем на посту президента США Дональд Трамп неоднократно критиковал этот документ, утверждая, что он дает односторонние преимущества Исламской Республике. 13 октября прошлого года Трамп изложил новую, более жесткую стратегию США по отношению к Тегерану. Хозяин Белого дома отказался подтвердить выполнение Исламской Республикой соглашения по ядерной программе и пообещал добиваться внесения в него изменений, иначе его страна прекратит свое участие в СВПД. Он напомнил, что вновь продлил отмену санкций в отношении Ирана, однако, по его словам, это было сделано «лишь с целью заключить соглашение с европейскими союзниками для того, чтобы исправить ужасные недостатки иранской ядерной сделки».  Если говорить совсем уже откровенно, то, борьба вокруг этой сделки может стать первой реальной и видимой трещиной в отношениях «атлантической солидарности» между США и ЕС. Европейцы своим нынешним заявлением посылают в общем-то четкий сигнал Вашингтону в отношении последствий возвращения США к режиму антииранских санкций в сепаратном порядке. Нынешняя американская администрация  очень долго и планомерно подвергала этот принцип солидарности испытаниям, и в случае с Ираном, судя по всему, нарвалась уже в полной мере. Отступать Брюссель  в данном случае не намерен, и это является главным вызовом Вашингтону настоящее время на внешнеполитическом треке.  К этой позиции Брюсселя надо приплюсовать категорическое неприятие любой ревизии сделки по ИЯП с стороны Москвы и Пекина, которые считают, что создание рабочей группы (а эта основная идея госсекретаря Рекса Тиллерсона) по изменению ядерной сделки с Ираном архиконтрпродуктивно. Об этом заявил в среду 8 января  глава МИД РФ Сергей Лавров.    «Рабочая группа (в нее  по планам Белого дома должны входить Великобритания, Франция, Германия и США) занимается тем, чтобы все-таки как-то переиначить договоренность (с Ираном) в русле требований США. Иран это не примет. Мы с китайцами считаем, что это тоже будет архиконтрпродуктивно, потому что баланс, который был достигнут в рамках этого [Совместного] всеобъемлющего плана действий (СВПД), он очень хрупкий, поэтому начинать вскрывать какие-то его компоненты чрезвычайно опасно», — заявил Лавров. Все  это совершенно очевидно демонстрирует тот факт, что США сами загоняют себя в политическую изоляцию. По крайней мере, по этому вопросу. Хотя есть еще, например, и тема Иерусалима. В этой ситуации совершенно непонятно, как администрация Трампа будет выбираться из этой ситуации. Президент дал госсекретарю Тиллерсону время в 120 дней для того, чтобы попытаться уговорить Брюссель присоединится к его видению иранской проблемы. Уже сейчас очевидно, что эта позиция не измениться. После этого Трамп должен по идее объявить о выходе из сделки по ИЯП, что автоматически станет первым шагом к разрушению экономического доминирования Вашингтона на мировых экономических  рынках  и первому серьезному удару по доллару как резервной мировой валюты. Цена вопроса в данном случае не только в перспективах иранской ядерной сделки, здесь впору говорить о постановке под вопрос главного в нынешних условиях способах воздействия Вашингтона на внешнеполитические вызовы. Мы имеем ввиду экономические санкции, которые накладываются по любому поводу, но которые в случае игнорирования их со стороны РФ, КНР, ЕС и, как следствие, большинства стран Азии, будет означать полное нивелирования этого механизма. Иных путей (прежде всего, военных; воевать американцы не хотят категорически) воздействия на ситуацию в том или ином внешнеполитическом узле   у американцев сейчас просто нет Понимают ли это в Вашингтоне? Представляется, что, если не до конца, то с каждым днем начинают осознавать это в полной мере. В этой связи самым оптимальным для Трампа вариантом «сохранения лица» и выходом из этой ситуации будет передача всей тяжести решения по этому вопросу  Конгрессу США, и, тем самым, превращения его в заложника ситуации. Рискнем предположить, что США в очередной раз дрогнут, и не станут испытывать судьбу. И скорее всего вновь сохранят себя в этой сделке, мотивируя это интересами национальной безопасности, либо какими бы иными соображениями экономической целесообразности.