Продолжаем разбор упомянутого в заголовке Альманаха и, для начала напомним, что мы остановились на внешнеполитической повестке руководства Турции в 2017 году, поговорив в предыдущем материале про кризис в отношениях с Европейским союзом, спровоцированный антитурецки настроенными европейцами, кризис вокруг попыток Саудовской Аравии и присоединившихся к ней арабских стран объявить блокаду Государства Катар, кризис вокруг иерусалимской мечети Эль-Масджид эль-Акса, а также кризис с мусульманами Мьянмы. И во всей этой череде кризисов Турция и турецкое руководства демонстрировали свой проактивный внешнеполитический курс. Надо сказать, что в настоящий момент турецкая внешняя политика – одна из самых шумных (не путать её с эффективностью – В.К.) за всю республиканскую историю страны.
Другим заметным источником региональной напряженности стал референдум в Иракском Курдистане по вопросу своей независимости, достаточно остро воспринятый подавляющим большинством международных игроков, включая саму Турцию. В рамках воспрепятствования процессу дальнейшего обособления курдской автономии, руководство Турции вошло в тесный альянс с центральными властями страны в Багдаде, а также с Ираном.
Иными словами, наблюдается довольно причудливая картина. С одной стороны, президент Р.Т.Эрдоган неоднократно называл премьер-министра Ирака Хайдера аль-Абади «не ровней» себе и отказывался с ним общаться. Не будем забывать те многочисленные инвестиции, которые делали сами турки на протяжении целого ряда лет с целью автономизации Иракского Курдистана, явно и косвенно игнорируя Багдад. Кроме того, налицо напряженность в отношениях Турции с Ираном в том, что касается Сирии. Однако, ситуативный альянс Анкара-Багдад-Тегеран был выстроен моментально, результатом чего стало установление им, каждым участником со своей стороны, полного контроля над всеми погранпереходами Иракского Курдистана и перекрывание автономии «кислорода».
Продолжал свое активное участие президент Р.Т.Эрдоган и на международных площадках, в частности, приняв участие в китайском мероприятии, посвященном проекту «Нового Шелкового пути», совещании стран НАТО в Брюсселе, заседании Большой двадцатки в Германии, а также в 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Также не будем забывать, что в октябре 2017 года Стамбул принимал экономическое заседание G-20.
Следующий раздел называется «Борьба с терроризмом» (без тени преувеличения можно утверждать, что очень многое в Турции в эти дни делается под эгидой именно борьбы с террористической угрозой; как можно судить успешной, поскольку резонансных терактов в последние месяцы в стране совершено не было, хотя восток и юго-восток страны живет по законам военного времени – В.К.).
Турция, в этом смысле, воюет на два фронта – во-первых, с так называемой «террористической организацией Фетхуллаха Гюлена» (ФЕТО), а также с Рабочей партией Курдистана (РПК) – партией «Демократический союз» (между которыми турками четко проставляется знак равенства; интересно, что борьба с «Исламским государством» /запрещенная в России террористическая организация/ Альманахом в этой главе не упоминается вовсе – В.К.).
Важнейшими инструментами борьбы с ФЕТО Альманах называет введенный в стране режим чрезвычайного положения и 16 (на момент подготовки документа – В.К.) принятых в его рамках постановлений. Требование Турецкой Республики к США о выдаче Фетхуллаха Гюлена (которое не имеет юридической перспективы – В.К.) – источник постоянной напряженности между двумя государствами (интересным образом, напрасных надежд на «адекватную» новую американскую администрацию в Турции возлагалось ничуть не меньше, чем в России – В.К.). Далее пропускаем заметную часть раздела, посвященной полемике, прежде всего, с турецкой стороны по данному вопросу.
Отдельно стоит обратить внимание, что 15 июля 2017 года в стране прошли массовые торжества по случаю «Дня народного единства», явленного ровно год назад (мифологизация случившегося продолжается буквально на наших глазах – В.К.).
Важнейшим событием в рамках борьбы с РПК-ДС стала военная операция «Щит Евфрата» в Сирии, которая была завершена с освобождением от террористов населенного пункта Эль-Баб. Как подчеркнул после окончания операции Р.Т.Эрдоган, с завершением операции поставлена не точка, а запятая (как мы видим сейчас, после начала операции «Оливковая ветвь» в Африне, слова эти имели под собой основу вопреки тому скепсису, который они вызывали как в самой стране, так и за её пределами – В.К.).
Следующий раздел документа озаглавлен как «Президентская форма правления». Не будем повторять вслед за Альманахом всей предыстории вопроса и необходимости смены формы правления в стране, а также всех аспектов «предвыборной» гонки. Главное – то, что Р.Т. Эрдоган (в какой мере его поддерживали однопартийцы – отдельный и непраздный вопрос – В.К.) добился своей многолетней цели по переформатированию Турции. Поскольку мы – не на Олимпиаде, ни «разница в счете», ни его спорность, никому уже стали не интересны ровно с того момента, как Высшей избирательной комиссией, после рассмотрения всех поступивших жалоб, результат, в пользу правящей партии, был официально утвержден. Как пишет Альманах, демонстрирующий решительную позицию Р.Т.Эрдоган, а вместе с ним и Администрация президента, окончательно оказались в «политическом центре» страны.