- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Обзор альманаха «Турция в 2017 году» издания Фонда политических, экономических и социологических исследований (Анкара). Часть 12

Продолжаем разбор упомянутого в заголовке Альманаха и, для начала напомним, что мы полностью разобрали повестку дня президента Турции Р.Т. Эрдогана и его Администрации в 2017 году. Следующая глава Альманаха озаглавлена как «Президентская форма правления». Имея в виду, что в предыдущих разделах о её особенностях в турецком варианте было уже сказано немало, попробуем избежать ненужных повторов и подробностей, мало интересующих российскую публику.

Понятно, что главным внутриполитическим результатом 2017 года для Турции стало голосование по конституционным поправкам 16 апреля, которое правящая Партия справедливости и развития буквально вырвала у оппозиции, получив в поддержку своей инициативы 51,4% госолов.

На самом деле, вынесение вопроса на всенародное голосование через Меджлис стало возможным лишь в результате альянса между правящей партией и Партией националистического движения (ПНД) во главе с Девлетом Бахчели. Последняя, невзирая на свое зыбкое, на грани преодоления 10%-го барьера, положение в Меджлисе, стала той самой соломинкой, которая в итоге «сломала спину верблюду» парламентской системы в стране (какие уж при этом были достигнуты закулисные договоренности, публике это неведомо, но, очевидно, что поддержка ПНД была обусловлена далеко не только эмоциональными причинами из серии «страна под атакой терроризма» и «только президентская форма правления спасет»). Не будем утомлять отечественного читателя деталями того, как проходило голосование в парламентских стенах – постатейное и общее. Главное, что везде был преодолен порог в пользу реформы – 3/5 голосов (то есть, 330 голосов).

Следующий подраздел Альманаха посвящен тому, какая аргументация использовалась политическими партиями в ходе голосования. Очертим их буквально в паре слов.

Альянс ПСР-ПНД напирал на то, что в стране сложилась система «двоевластия», когда президент Р.Т.Эрдоган, впервые в турецкой истории избранный народом, получил вотум доверия выше, чем премьер-министр, который, как ни крути, ставленник правящей партии. Таким образом, облеченному властью со стороны народа президенту нужны совершенно другие полномочия. Второй существенный аргумент – необходимость борьбы с террористической угрозой, с которой можно бороться лишь при наличии внутриполитической стабильности, которую, как раз, и обеспечивает президентская форма правления. От себя добавим, что подобная аргументация напирала на самое сильное чувство любого нормального человека – страх.

Что же до оппозиционной риторики со стороны кемалистской Народно-республиканской партии (по факту, прокурдская Партия демократии народов никакого активного участия принять не смогла, ввиду тюремного заключения своих лидеров, а также ряда своих видных членов – В.К.). НРП, в своем фирменном стиле, не отличались оригинальностью указывая на наступающий авторитаризм и режим «одного человека». Также была предпринята попытка напугать националистически настроенных избирателей расколом страны и даже её федерализацией (не надо искать в этих аргументах логики потому, что либо «вертикаль власти», либо «федерализация»; отдельно «порадовал» аргумент, что бывший глава и неизменный духовный лидер Рабочей партии Курдистана / РПК А.Оджалан хотел бы именно такую «президентскую» систему — В.К.).

Следующий раздел Альманаха посвящен тому, как законодательно будет оформлена система президентской власти в Турецкой Республике в новых условиях? Поскольку мы неоднократно уже писали на эту тему, просто скажем, что правящей Партии справедливости и развития никоим образом, невзирая на многолетние усилия, не удалось продавить через Парламент 100% новую конституцию. Поэтому пришлось обходиться поправками, но фундаментальными. Главные из них, по большому счету – то, что президент стал главой исполнительной власти в стране, а также то, что президент теперь может оставаться партийным. Кроме того, президент сможет распустить парламент, но и сам при этом должен будет уйти на досрочные перевыборы.

Переходим к следующей главе Альманаха, которая называется борьба с ФЕТО (так, а еще террористической организацией, именуется община Фетхуллаха Гюлена – В.К.). Как указывается авторами документа, 2017 год прошел под знаком борьбы с этой организацией, которая велась руководством страны по всем возможным направлениям. Понятно, что полное понимания в отношении методов этой борьбы царило лишь в стане ПСР-ПНД. НРП говорила о «контролируемом перевороте» (иными словами о том, что переворот был если не спровоцирован, то «перехвачен» правящей партией, которая и извлекла из него наибольшую для себя выгоду). Что при этом говорила прокурдская ПДН в Турции уже никого не интересует, поскольку партия – на ладан дышит и к 2019 году от нее на политическом ландшафте Турции может не остаться и следа.

Основным инструментом борьбы с ФЕТО для ПСР стал введенный по всей стране режим чрезвычайного положения, про который мы, опять же, сказали в материалах сайта ИБВ слишком много, чтобы ещё повторяться. Однако, борьба с ФЕТО не ограничивалась лишь только границами Турции – правящая партия начала кампанию по закрытию и/или переподчинению так называемых «турецких лицеев» за рубежом, которые служили для ФЕТО полноценной кузницей кадров.