- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Алжирская компания Sonatrach навязывает иностранным партнерам правила игры

Руководство алжирской энергетической компании Sonatrach добилось очередной серьезной победы в споре со своими иностранными партнерами. Так, 15 февраля текущего года оно добилось решения в свою пользу многолетнего спора с итальянскими коллегами из компании Saipem.

В итоге последняя, по утверждению генерального директора Sonatrach Абдельмумена ульд Каддура заплатит алжирской стороне отступные в размере почти 200 млн долларов за прекращение дальнейшего судебного разбирательства, возникшего в результате нежелания итальянской стороны выполнять навязываемые ей алжирским партнером «дополнительные» условия.

Показательно, что спор начался по широкому спектру вопросов и касался в общей сложности четырех претензий по двум делам, касающимся переработки и транспортировки газового сырья.

Необходимо напомнить, что история началась еще в 2008 году, когда стороны подписали соглашение о создании итальянской стороной «кластера газовой промышленности» в АНДР.

Показательно, что сейчас подробности заключения этой сделки тогдашним руководством алжирской и итальянской компаний расследуют правоохранительные органы двух стран.

Однако, пользуясь наличием многочисленных возможностей в алжирском законодательстве, местные власти попытались добиться от итальянской компании получения дополнительных средств для продолжения работы.

В результате в 2014 году началось выяснение отношений между алжирской и итальянской компаниями и в 2015 году стороны стали разбираться в международном арбитражном суде.

Однако в 2017 году они начали обсуждать возможность заключения досудебного соглашения.

Вынесенный в декабре 2017 г. вердикт по одному из четырех эпизодов разбирательства в пользу АНДР вынудил руководство итальянской компании (убыточной с 2015 года) фактически капитулировать перед Sonatrach. Тогда Saipem был присужден международным арбитражным судом к выплате Sonatrach 135 млн долларов.

Теперь же генеральный директор компании Saipem Стефано Сао заявил в этой связи о полном урегулировании спорных вопросов.

В своей весьма эмоциональной речи по этому поводу он указал, что это является «большим днем для Saipem и для меня лично».

Что же заставило итальянцев капитулировать перед алжирцами? Прежде всего, отсутствие уверенности в способности выиграть против них дела в международном арбитражном суде и желание прекратить дальнейшую бесперспективную тяжбу «минимальной кровью», поскольку общая сумма выдвигаемых алжирской стороной претензий в разы превышала сумму «мирного» соглашения.

Кроме того, у самого Стефано Сао были следующие соображения: «Я начал историю своей профессиональной деятельности в Алжире, я был в 1979 году руководителем проекта при закладке газопровода Transmed, соединяющего Алжир с Италией через Тунис. Как только я был назначен генеральным директором Saipem в 2015 году, я попытался улучшить наши связи. Признаться честно, на тот момент все и для группы, и для меня было плохо, поскольку мы не имели возможности налаживать деловые отношения с Алжиром. И одну из главных задач при своем назначении я получил необходимость урегулирования споров, возникших у Saipem до моего прихода. Поэтому последнее подписанное после длительных переговоров соглашение с Sonatrach является историческим, открывающим новые возможности в Алжире на ближайшие годы и эта большая история только начинается».

В свою очередь, руководство Sonatrach, максимально заинтересованное в продолжении работы с Saipem ввиду отсутствия желающих заменить эту компанию по целому ряду уже начатых проектов, также решило досрочно отказаться от претензий ввиду того, что Стефано Сао продемонстрировал готовность вложить в алжирскую энергетическую отрасль средства, в совокупности заметно превышающие сумму иска, на которую претендовали власти АНДР.

Со своей стороны, генеральный директор Sonatrach подчеркнул, что подписанное соглашение с Saipem позволит «похоронить старую затяжную историю, отравившую жизнь всем нам… Теперь мы ставим над ней надгробие, потому что хотим смотреть в будущее и делать его вместе».

Одновременно в своем выступлении по поводу «капитуляции» Saipem Абдельмумен ульд Каддур добавил, что подписанный контракт представляет собой «последний большой спор не только с Saipem, но и вообще с иностранными компаниями».

Он также особо отметил, что при его назначении главой Sonatrach «десять месяцев назад одной из основных задач было поставлено урегулирование всех споров с нашими партнерами, по одной простой причине, что мы желаем развивать с ними взаимовыгодные связи, и Saipem является одним из важнейших в данном списке».

Между тем, генеральный директор этой алжирской государственной компании был вынужден признать, что «все еще остаются незакрытыми ряд споров с другими иностранными партнерами, но их осталось несколько, но это не имеет особого значения, так как это небольшие компании, практически неизвестные».

И теперь, по данным ульд Каддура, «имеется много проектов, которые мы будем делать вместе: Saipem специализируется в том числе на добыче энергоресурсов с морского дна и их транспортировке, и Sonatrach в настоящее время изучает — с ENI и Total — новые возможности для геологоразведки на востоке и западе страны, и я надеюсь, что до конца текущего года, можно будет создать совместное предприятие для подобной работы и с Saipem.

Кроме того, известно, что стороны решили возобновить действие договора по созданию завода сжиженного газа на алжирской территории, соответствующей инфраструктуры для его транспортировки за рубеж, предприятия по переработке нефти, а также специальных установок по производству и переработки нефтегазового конденсата на одном из крупнейших месторождений страны Хасси Мессауд.

Соглашение касается также реализации договора по строительству трубопровода GPL LZ2 24 со всей необходимой инфраструктурой от другого крупного месторождения страны Хасси Р`Мель и добыче нефтегазовой продукции на поле Менцель Леджме в ассоциации с Sonatrach и канадской компанией First Calagary Petroleum (FCP).

Разумеется, что для руководства Sonatrach и страны в целом это очередная важная победа (незадолго до этого перед ними также «капитулировала» известная французская энергетическая компания Total).

Между тем, как представляется, история подобных взаимоотношений Алжира с иностранными инвесторами отрицательно скажется на перспективах развития связей с другими потенциальными инвесторами, для которых становится очевидно, что у большинства работающих в АНДР структур даже в международных инстанциях добиться правды для зарубежных компаний становится крайне затруднительно.

Все это должно максимально учитываться и представителями российской стороны, получающей регулярные заманчивые обещания инвестировать средства в развитие алжирской энергоотрасли.