- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Сирия: что стоит за обострением ситуации в Восточной Гуте

Обострение обстановки в Восточной Гуте связано с происками ряда западных государств и непримиримой позицией лидеров сирийской вооруженной оппозиции.

Опираясь на полученные по каналам спецслужб гарантии поддержки со стороны Запада, полевые командиры группировок в зонах деэскалации отказались от участия в Конгрессе сирийского национального диалога в Сочи. После того, как стало ясно, что с опорой на решения этого форума процесс политического урегулирования в Сирии выходит на новый уровень, лидеры исламистских формирований пошли на открытое и целенаправленное нарушение режима прекращения боевых действий с очевидной целью предотвратить дальнейшее развитие диалога между оппозицией и действующей властью. На границах зон деэскалации в провинциях Хомс, Дамаск (Восточная Гута) и Дераа резко активизировались обстрелы со стороны боевиков Свободной сирийской армии ССА и ассоциированных с ней радикальных группировок, например, протурецкой «Ахрар аш-Шам» не только по позициям правительственных сил, но и по жилым кварталам лояльных законным властям населенных пунктов. Только в Дамаске, в районах Дахият аль-Асад, Мазра, Аль-Мезза, Аббасиин, Баб-Тума, Двейлия, Касса, Джармана и ряде других, за две последние недели вследствие обстрелов из Восточной Гуты погибло не менее тридцати мирных жителей, счет раненых идет уже на сотни.   По информации агентства САНА, только за один день, во вторник, жертвами обстрелов стали 13 человек, еще 77 получили ранения. По городу было выпущено 114 снарядов.  Впервые целенаправленному обстрелу подвергся и район расположения российского Центра по примирению враждующих сторон в историческом центре сирийской столицы. Лишь по счастливой случайности в результате этих обстрелов  не пострадали российские военнослужащие.

Все это говорит о том, что спонсируемые из-за рубежа группировки пошли ва-банк ради срыва мирного урегулирования, обретшего благодаря Конгрессу в Сочи реальные очертания. Очевидно, что полевые командиры непримиримой вооруженной оппозиции рассчитывает на возможность покинуть Сирию и жить на полученные от спонсоров деньги за границей. Рядовые боевики по сути становятся заложниками ситуации, также как и мирное население в зонах деэскалации.

Большое значение имеет тот факт, что, вопреки условиям заключения соглашений о создании зон деэскалации, в них остались хорошо вооруженные и достаточно многочисленные отряды террористов «Аль-Каиды» из группировки «Хайат Тахрир аш-Шам» (ранее «Джебхат ан-Нусра», запрещена в России). Запад упорно игнорирует данный факт, предпочитая обвинять сирийские власти и Россию в тяжелой социально-экономической и гуманитарной ситуации на подконтрольных оппозиции территориях. Между тем, именно присутствие террористических формирований позволяет радикалам заправлять в оппозиционных группировках, отказываясь от диалога с правительством и восстановления мирной жизни, преследуя недовольных и удерживая население в качестве «живого щита».

Наиболее угрожающее положение сложилось в Восточной Гуте.

Обострению обстановки предшествовало создание совместного оперативного штаба до того враждовавших между собой группировок «Джейш аль-Ислам» и «Фейлак ар-Рахман». Были установлены контакты с отрядами боевиков в горах близлежащего района Восточный Каламун, где до последнего времени также действовал режим прекращения боевых действий. С подачи местных полевых командиров среди этих группировок распространяются слухи о том, что на помощь Восточной Гуте готовы прийти подготовленные американцами на базе в Эт-Танфе боевики, пополненные бывшими сторонниками «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России).

Сирийскими спецслужбами выявлена активизация террористических ячеек в самом Дамаске и его пригородах. Речь может идти о подготовке масштабных терактов, которые должны дестабилизировать обстановку в сирийской столице, создав условия для наступления боевиков из Восточной Гуты.

Стратегической целью Запада, несомненно, является провокация. Развертывание боевых действий в Восточной Гуте является поводом обвинить сирийское правительство и вместе с ним и Россию в срыве договоренностей о прекращении огня.