- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Израиле: январь 2018 г.

Новый календарный год начался в Израиле весьма насыщенно. На фоне насыщенного графика встреч с зарубежными партнерами и знаковых международных мероприятий главным внешнеполитическим акцентом стал очередной раунд консультаций на высшем уровне между Израилем и Россией. В сфере внутренней политики можно выделить утверждение и начало реализации проекта по депортации из страны африканских инфильтрантов. Об этих и других событиях пойдет речь в настоящем обзоре.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Вопросы войны и мира

Ключевым внешнеполитическим противником для Израиля в январе продолжил оставаться Иран, вновь вытеснивший на второй план палестинскую проблематику. В начале месяца соперничество затронуло и внутриполитическую сферу, что стало следствием антиправительственных выступлений в республике в конце декабря 2017 г. – начале января 2018 г. Реагируя на обвинения президента ИРИ Х.Роухани в адрес израильтян, глава правительства Б.Нетаньяху сделал обращение, в котором отметил: «Я слышал сегодня заявление президента Ирана Роухани, что Израиль стоит за протестами в Иране. Это не только лживо, это смешно… Жестокий иранский режим тратит десятки миллиардов долларов, распространяя ненависть. На эти деньги могли быть построены школы и больницы. Неудивительно, что матери и отцы выходят на улицы. Режим боится их, собственного народа. Вот почему они сажают в тюрьмы студентов. Вот почему запрещают социальные сети»[i] [1].

Отреагировало на иранские протестные настроения и израильское экспертное сообщество. В начале января Институт стратегических исследований Бегин-Садат (BESA) подготовил серию аналитических материалов по поводу данных событий, касающихся мотивов, лежащих в основе недовольства населения, а также тактики, которую следует избрать ближневосточным игрокам в сложившихся обстоятельствах. В частности эксперты BESA утверждали, что корень всех зол заключается в расхождении между растущими иранскими внешнеполитическими амбициями, требующими мобилизации значительных ресурсов, и внутренним экономическим положением, отчаянно нуждающемся в улучшении. Уже в другом обзоре утверждалось, что иранские события продемонстрировали слабость позиций Саудовской Аравии, не имеющей достаточного влияния для мобилизации в арабском мире выгодных ей настроений.

С другой стороны, в январе был урегулирован иордано-израильский спор, ставший следствием летнего инцидента в посольстве Израиля в Аммане. Как сообщила канцелярия премьер-министра, отдавая первостепенное значение стратегическому диалогу с Хашимитским королевством, израильское правительство согласилось на выплату компенсаций семьям погибших иорданцев, причем не только в случае с инцидентом в июле 2017 г., но и в марте 2014 г., когда на КПП Алленби был убит иорданский судья. Также сообщалось, что посольство Израиля в иорданской столице сразу же приступило к восстановлению работы в полном объеме.

Официальные визиты

13 января в сопровождении супруги и большой делегации, состоящей из представителей военно-политических кругов и бизнесменов, Б.Нетаньяху отправился в Индию. Поездка была приурочена к 25-летию дипломатических отношений между двумя государствами, а также стала ответной после исторического визита премьер-министра Н.Моди в Израиль в июле прошлого года. По итогам официальных мероприятий была подписана серия документов, включающих соглашения о сотрудничестве в области природного газа и нефти, киноиндустрии, авиации, кибер-безопасности и инвестиций. Также появилась информация, что индийское правительство вернулось к рассмотрению сделки по покупке у израильского концерна Rafael противотанковых ракет Spike, о намерении отказаться от которой в пользу собственных разработок было заявлено ранее.

21 января с визитом в Израиль прибыл вице-президент США М.Пенс, который должен был приехать в страну еще в конце прошлого года. 22 января он выступил в Кнессете, подтвердив признание Вашингтоном Иерусалима в качестве израильской столицы, а также дав обещание продолжать поддержку усилий по ограничению иранского враждебного влияния в регионе. При этом М.Пенс подчеркнул, что посольство США  переедет из Тель-Авива уже до конца 2019 г. Завершилось пребывание американского представителя в Израиле посещением Стены плача, однако, туда он направился как частное лицо, что исключило возможность сопровождать его для израильских официальных лиц.

29 января в Москве вновь прошли российско-израильские переговоры на высшем уровне между президентом РФ В.В.Путиным и премьер-министром Израиля Б.Нетаньяху. По итогам встречи глава израильского правительства подчеркнул, что основной мыслью, которую он хотел донести до российской стороны, стало сохранение двух важных «красных линий», касающихся ситуации на севере государства. По словам Б.Нетаньяху: «Я сказал ему [В.В. Путину], что Израиль рассматривает два события с предельной серьезностью: во-первых, усилия Ирана по установлению военного присутствия в Сирии и, во-вторых, попытку Ирана изготовить – в Ливане –  высокоточное оружие против Государства Израиль. Я дал понять, что мы не смиримся ни с чем из этого и будем действовать в соответствии с собственными нуждами»[ii] [2].

29 января начался визит президента Израиля Р.Ривлина в Грецию, направленный на расширение сотрудничества с Афинами и Никосией. На встрече контрпартнеры Р.Ривлин и П.Павлопулос подчеркнули высокие достижения кооперации в таких областях как борьба с терроризмом, сельское хозяйство, медицина и кибербезопасность, а также выразили надежду на продолжение диалога по вопросам энергетики в треугольнике Израиль-Греция-Кипр.

Также в январе Израиль посетили министры иностранных дел Норвегии Ине Эриксен Сёрейде, Нидерландов Халбе Зейлстра, Ирландии Саймон Ковени, вице-президент Аргентины Габриэла Мичетти. Помимо этого была проведена серия телефонных переговоров с мировыми лидерами, включая премьер-министра Великобритании Т.Мэй. Однако главной беседой в этом контексте стоит считать разговор Б.Нетаньяху и его польского коллеги М. Моравецкого, посвященный скандальным поправкам к закону об Институте национальной памяти, принятым Сеймом 26 января. В соответствии с ними должно вводиться наказание вплоть до тюремного заключения за публичное обвинение поляков в причастности к Холокосту. 28 января в упомянутой телефонной беседе премьер-министры двух стран согласились начать диалог на уровне рабочих групп, который позволил бы прийти к компромиссу, однако, накал дискуссии это не снизило.

Отношения с международными организациями

23 января Б.Нетаньяху отправился в швейцарский Давос для того, чтобы представлять израильские интересы на ежегодной сессии Всемирного экономического форума. По традиции большое внимание делегация страны уделила политической проблематике, что вылилось в серию переговоров с мировыми лидерами, организованными для Б.Нетаньяху на полях саммита. В их числе оказались президент США Д.Трамп, канцлер ФРГ А.Меркель и президент Франции Э.Макрон, президенты Азербайджана И.Алиев и Руанды П.Кагаме. В беседе с представителями ЕС и США центральной стала иранская проблематика, в то время как переговоры с делегатом от Африки сосредоточились на обсуждении проблем двусторонних отношений, а также ситуации с беженцами.

Также в январе делегация Израиля во главе с депутатом Кнессета от партии «Еш атид» А.Лави  приняла участие в работе сессии Парламентской ассамблеи совета Европы. Основной целью активности израильтян стала попытка смягчить резолюцию ПАСЕ, касающуюся решения США по признанию Иерусалима израильской столицей. По словам А.Лави, внимание организации к палестино-израильской проблематике, безусловно, ценно, однако, то, в какой форме оно проявляется, лишь стимулирует односторонние действия со стороны Рамаллы[iii] [3].

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

Деятельность правительства

Первое в наступившем году заседание кабинета министров 3 января было посвящено ситуации с нелегальными мигрантами из стран Африки, которых, по озвученным Б.Нетаньяху данным, в Израиле насчитывается порядка 40 тыс. человек. Выступая перед коллегами, глава правительства подчеркнул позитивный эффект, достигнутый посредством строительства заградительного барьера на границе с Египтом, позволившего сократить количество вновь прибывших инфильтрантов до нуля. Затем кабинет министров одобрил план депортации, под действие которого попали порядка половины всех африканских нелегалов в Израиле, которым предстоит покинуть страну до 1 апреля.

7 января премьер-министр начал заседание с поддержки позиции президента США Д.Трампа, заявляющего о несостоятельности работы Ближневосточного агентства ООН по помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР), однако, отметил, что средства в данном случае следует не замораживать, а перераспределять в пользу Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, чья деятельность является более эффективной и отвечающей современным реалиям. Помимо этого Б.Нетаньяху сообщил, что начинается реализация проекта по созданию у берегов Израиля искусственных островов, которые должны будут решить ряд инфраструктурных проблем и вопрос высокой плотности населения. Как сообщил глава правительства, эту идею он обдумывал еще в середине 1990-х, но началу работ помешали возражения экологов. На этот раз, как утверждает Б.Нетаньяху, будут использованы самые современные технологии, а также заимствован опыт зарубежных стран. Конкретно тех, кого планируется привлечь, он не назвал, хотя очевидно, что в этом качестве полезными могли бы оказаться контакты с ОАЭ.

21 января первостепенное значение имело обсуждение внешнеполитической проблематики. Б.Нетаньяху подвел итоги продолжительной поездки в Индию, рассказал о предстоявших переговорах с вице-президентом США М.Пенсом, а также поделился планами по поводу участия в сессии ВЭФ в Давосе.  28 января премьер-министр прокомментировал поправки к польскому закону об Институте национальной памяти, которые вызвали серьезные разногласия в отношениях с Варшавой. Основной мыслью, которую отстаивал Б.Нетаньяху, стало то, что Израиль не допустит искажения исторической правды в особенности по столь важному и чувствительному вопросу, как память о Холокосте, а также продолжит настаивать на пересмотре принятого Польшей решения.

Повестка дня Кнессета

С точки зрения деятельности израильского парламента центральным событием января стоит считать утверждение во втором и третьем чтениях поправки к основному закону об Иерусалиме. В соответствии с ней любое решение по поводу передачи части города из израильской юрисдикции должно быть поддержано 80 из 120 депутатов Кнессета. При этом для отмены самой поправки по-прежнему будет требоваться простое большинство в 61 голос. За инициативу высказались 64 депутата, а 51 были против.

Серьезным испытанием для Кнессета стало голосование по законопроекту о работе магазинов в шаббат, который в итоге был одобрен в третьем итоговом чтении с минимальным перевесом в один голос. Теперь решения органов местной власти по поводу работы торговых точек должны получить обязательное утверждение министра внутренних дел. Единственным исключением стали магазины при АЗС, изъятые из этой практики стараниями депутата Ликуд Д.Амсалема. Против закона последовательно продолжил выступать министр обороны Израиля А.Либерман. В субботу 20 января он в сопровождении министра алии и абсорбции С.Ландвер специально отправился в Ашдод, где посетил один из продуктовых магазинов. По словам главы НДИ: «Закон о закрытии магазинов в субботу вносит разлад в израильское общество, подрывая единство нации…Партия “Наш дом Израиль” решительно выступает против религиозного диктата!»[iv] [4].

ЦИТАТА МЕСЯЦА

«Мы знаем, что сотрудничество в области безопасности [между Израилем и Палестинской администрацией] продолжается, почему же оно отсутствует в экономических областях? Или в сельском хозяйстве? Я придерживаюсь мнения, что мы должны искать реальные направления для взаимодействия. Я считаю, это является правильным способом продвижения [отношений] с Палестинской администрацией…Я с нетерпением жду того дня, когда главы парламентов из арабских стран больше не будут избегать меня, и мы сможем сотрудничать» — сказал спикер Кнессета Ю.Эдельштейн во время визита в Брюссель. Тем самым он напомнил, что, несмотря на первостепенное внимание к напряженности у северных границ и множество других задач, Израиль сохраняет заинтересованность в продвижении мирного процесса с палестинцами, рассчитывая использовать для достижения этой цели не только политико-дипломатические средства, а также  вовлекая другие государства, что позволит сделать мир региональным.

[i] [5] PM Netanyahu rejects Iranian Pres. Rouhani’s claim // // Israel ministry of Foreign Affairs. 01.01.2018. URL: http://mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2018/Pages/PM-Netanyahu-rejects-Iranian-Pres—Rouhani’s-claim-1-January-2018.aspx

[ii] [6] PM Netanyahu’s remarks after his meeting with Russian President Putin // Israel ministry of Foreign Affairs. 29.01.2018. URL: http://mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2018/Pages/PM-Netanyahus-remarks-after-his-meeting-with-Russian-President-Putin-29-January-2018.aspx

[iii] [7] MK Lavie to PACE ahead of vote on resolution condemning US recognition of Jerusalem as Israel`s capital: ”One-sided decisions do not advance dialogue” // The Knesset. 25.01.2018. URL: https://knesset.gov.il/spokesman/eng/PR_eng.asp?PRID=13743

[iv] [8] Авигдор Либерман приехал в субботу в Ашдод, чтобы поддержать протест против религиозного диктата // Исраэль Бейтену. 20.01.2018. URL: http://ndi.org.il/liberman-ashdod-shabbat/