- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О причинах закрытия Храма Гроба Господня в Иерусалиме

В воскресенье представители греко-православной, католической и армянской апостольской церквей объявили о решении на неопределенный срок закрыть доступ в Храм Гроба Господня в знак протеста против мер, предложенных муниципалитетом Иерусалима и Кнессетом относительно имущества и земель, принадлежащих церкви. Известные своей битвой за благодатный огонь священнослужители на этот раз смогли выработать консенсус, заявив: «в качестве меры протеста, мы решили сделать этот беспрецедентный шаг по закрытию Храма Гроба Господня. Вместе со всеми главами церквей на Святой Земле мы едины, тверды и решительны в защите наших прав и нашей собственности». Там же говорилось, что действия израильских властей носят систематический характер и «грубо нарушают статус-кво».

Поводом для возникновения противоречий стали два проекта реформ, относящиеся к церковному имуществу. Автором первой стала представительница партии «Кулану» Р.Азария. Суть сводится к возможности экспроприировать церковные земли в Иерусалиме, проданные после 2010 г. Под действие инициативы подпадают земли в кварталах Найот, Рехавия и Тальбия. Крупные сделки, первая из которых датируется 2011 г., совершались по заниженной цене, чем спровоцировали повышенный интерес к себе. Мало того, высокий уровень озабоченности высказали местные жители, поскольку последствия этого шага были отсроченными.

Указанные территории находятся в длительной аренде у  Еврейского национального фонда и Управления земельных ресурсов Израиля, однако, по ее истечении новым владельцам ничто не помешает выставить жителей на улицу. Этими соображениями и мотивировала свою законодательную инициативу представительница «Кулану». Израильская газета Haaretz называет проект беспрецедентным, поскольку речь идет о пересмотре договоров купли-продажи, успевших вступить в законную силу. Вместе с тем для государственной практики последних лет, включавшей закон о ретроспективном упорядочении израильских поселений, принятый Кнессетом год назад, подход все же не является полностью новаторским.

Идеологом второй реформы является мэр Иерусалима Н.Баркат, по мнению которого несправедливо, что город недополучает налоговые сборы. В этой связи он заявил о намерении пересмотреть сложившуюся практику и начать, наконец, взимать с церквей налоги за объекты, которые не имеют прямого отношения к религии. В перечне таковых, по данным израильской прессы, фигурируют гостиницы, магазины, рестораны. В комментарии, распространенном муниципалитетом около полутора недель назад утверждалось: «мы не можем согласиться с ситуацией, когда гостиницы, банкетные залы и другие коммерческие объекты освобождаются от налога только потому, что они находятся под контролем церкви». При этом в качестве фактора, с помощью которого явно планировалось обеспечить поддержку данного шага со стороны населения, упоминалось то, что город не намерен компенсировать нехватку средств за счет жителей, в некотором смысле противопоставляя их церкви.

Попытка внедрения подобной практики предпринималась еще в начале 2000-х гг., когда предлагалось ввести для объектов, принадлежащих церкви, льготную налоговую ставку, варьировавшуюся от 6 % до 33 %. В 2003 г. серьезный спор разгорелся из-за судьбы госпиталя Августа Виктория, занимавшегося оказанием помощи палестинскому населению в Восточном Иерусалиме. По опубликованным в тот период данным, после изменения статуса средний объем выплат госпиталя в бюджет города должен был составить порядка 350 тыс. долл. в год и равняться половине средств, имеющихся в его распоряжении. Тогда ужесточение мер в адрес медицинского учреждения, ориентированного на помощь палестинцам, связали с событиями Второй интифады и желанием правительства всеми способами сократить программы помощи тем, кто принимал в ней участие.

На этот раз предложенные меры касаются экономических сложностей и конфликта, возникшего между иерусалимским муниципалитетом и Министерством финансов Израиля. Н.Баркат неоднократно выражал недовольство недостаточным объемом ассигнований на нужды города из бюджета страны и, получив очередной отказ в предоставлении средств, заявил, что намеревается собрать их самостоятельно за счет налогов. Комментируя реакцию представителей церквей в своем твиттере, Н.Баркат написал: «Позвольте мне прояснить: речь не идет о молитвенных сооружениях, которые по закону будут освобождены от налога на имущество», добавив, что не ожидал, что церковь с готовностью пойдет на уступки. Тем не менее, в отличие от Р.Азарии, согласившейся на перенос обсуждения ее законопроекта Кнессетом, мэр Иерусалима решимости не утратил, по-прежнему считая возможным взыскать все накопленные долги.

Любопытно, но и включившиеся в эту борьбу представители церкви также приняли решение ответить властям шекелем. Как отметил в беседе с Jerusalem Post Хранитель ключа Храма Гроба Господня Адиб Джавад Джудех аль-Хусейни: «Закрытие дверей Храма в конечном итоге наносит экономический ущерб экономике нашей страны», что он объяснил намерением большого количества паломников посетить Храм перед Пасхой, чего они, возможно, теперь будут лишены.

Надо сказать, что авторы двух проектов реформ, заставивших представителей иерусалимских церквей объединиться, вступили в конфликт между собой. Заключается он в явных нападках Р.Азарии на Н.Барката. В частности парламентарий отметила: «мера, которую пытается внедрить мэр, безобразна», а также обвинила своего оппонента в попытке развязывания дипломатического кризиса.

Действительно, международные последствия данного шага намного более опасны в сравнении с внутренними. На волне комментариев по поводу новой, сильно приближенной даты переноса посольства США из Тель-Авива в Иерусалим, усилились антиизраильские настроения его мусульманских противников. В сочетании с недовольством христианских священнослужителей кризис может стать более масштабным и привлечь пристальный интерес со стороны международных организаций и внерегиональных партнеров. Во внутриполитической сфере также можно прогнозировать нарастание напряженности. Р.Азария уже заявила о намерении вынести на рассмотрение законопроект, который запретит облагать налогами любые объекты, принадлежащие церкви. При этом стоит учитывать, что парламентарий является представительницей партии, руководимой министром финансов М.Кахлоном.