- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Политико-юридические аспекты предвыборной борьбы в Израиле

До очередных выборов в Кнессет 21-го созыва остается еще полтора года. Однако в журналистских и политических кругах чем дальше, тем активнее говорят о возможности того, что следующие парламентские выборы, по сложившейся уже традиции, вновь состоятся досрочно, в силу чего Израиль, якобы фактически вступает в длительный предвыборный период. С этими прогнозами можно аргументированно спорить – как собственно, и поступает немало наблюдателей.

Однако, причины подобных утверждений — расследуемые полицией подозрения в отношении коррупции в окружении премьер-министра Биньямина Нетаньяху и, якобы, незаконного использование им своего служебного положения в политических целях, которые в последние недели и месяцы занимают одно из центральных мест в израильской внутриполитической повестке дня, несомненно, достойны рассмотрения.

Содержание и контекст

Все это время страницы газет и волны электронных СМИ заполнены бесконечно сливаемыми туда деталями, подробностями и непроверенными слухами, касающимися расследований, получившим кодовые наименования «дело 1000», «дело 2000», «дело 3000», и «дело 4000». (Первое рассматривает незаконное, по версии следствия, получение семьей Нетаньяху от состоятельных бизнесменов подарков в виде дорогих шампанского и сигар. Второе якобы, имевшие место попытках премьер-министра договориться с издателем газеты «Едиот ахронот» о снижении в ее публикациях накала критики в его адрес. Третье, по которому Нетаньяху проходит в качестве свидетеля, касается подозрений против членов близкого окружения главы правительства, якобы, вовлеченных, в проблематичные, как утверждают их критики, схемы приобретения у Германии нового поколения подводных лодок. И четвертое, наиболее проблематичное, по мнению комментаторов дело, касается подозрений в адрес премьер-министра о, якобы, продвижении им бизнес-интересов владельцев компании «Безек».

Сам Нетаньяху отрицает все подозрения (его чеканная фраза «ничего не будет, потому, что ничего и не было», широко цитируется), демонстрирует хладнокровие и business as usual. Во всяком случае, в конце февраля премьер-министр намерен отправиться с визитом в США, для участия в конференции произраильского лобби AIPAC, а также встретится с президентом Дональдом Трампом. А сторонники премьер-министра активно намекают на то, что возбужденные полицией расследования имеют политическую подоплеку.

Дополнительным аргументом сторонников подобной версии стала публикация 25 февраля, 10 каналом ТВ Израиля переписки между судьей Ронит Познански-Кац, рассматривавшей просьбу полиции о продлении сроков содержания под стражей подозреваемых по «делу 4000» и представителем Управления ценных бумаг, расследующим это дело. С помощью переданных через WhatsApp сообщений представитель управления инструктировал судью, о желаемом направлении судебного заседания, и решениях, которые на нем должны быть приняты, включая сроки помещения под стражу подозреваемых.

Этот материал стал причиной скандала в юридической и судебной системе Израиля. Министр юстиции Айелет Шакед и председатель Верховного суда Эстер Хайют приняли решение обратиться к Управляющему по работе с жалобами населения на судей, по итогам которого судья Ронит Познански-Кац была отстранена от ведения «дела 4000».

Сложно сказать, в какой мере все эти события подтверждают популярные в окружении премьер-министра Израиля утверждения, что речь идет чуть ли не заговоре оппозиционных политиков и негативно настроенных к Нетаньяху кругов судебно-полицейской элиты. Однако, трудно не заметить, что вся эта история получила столь мощный общественный резонанс не только из-за сути самого дела, но и благодаря нынешнему политическому контексту в стране.

Как известно, начиная с 2009 года, у власти в стране находится коалиция правых и центристских партий, после каждых выборов неизменно формирующая правительство во главе с лидером правоцентристской партии Ликуд Биньямином Нетаньяху. Попытки левого лагеря во главе с левоцентристской Партией труда (Авода), переломить эту тенденцию на протяжении прошедшего с тех пор почти десятилетия успехом пока не увенчались. Сегодня на роль главного оппонента Ликуда, выдвигается новая надежда левоцентристских элит и части левых – партия «Еш атид» («Есть будущее»), лидер которой, бывший министр финансов Яир Лапид, понимая доминирующие настроения в обществе, позиционирует свое движение в качестве партии «умеренного центра».

В марте 2017 года Лапид, излагая свое политическое кредо в интервью престижному американскому журналу Politico, также утверждал, что во всем мире сегодня «центр возвращается к власти [поскольку] протестные движения могут только протестовать – но не могут адекватно управлять». А реальный политический водораздел Лапид представил в довольно расплывчатой схеме противостояния между «экстремистами справа и слева, которые пытаются упаковать реальность в привычные идеологические модели» и «людьми, которые пытаются продвинуть позитивную повестку дня». То есть такую повестку, которая, как он считает, «только и способна создать нацию».

Как нам уже приходилось отмечать, очевидный рост популярности «Еш атид», все же пока происходит в основном за счет перераспределения голосов внутри «широкого левого лагеря». Согласно опросам, те от 20 до 24 мандатов, которые эта партия могла бы получить, случись выборы сегодня, переходят к ней от главного оппозиционного блока «Сионистский лагерь» и входящей в коалицию центристской партии «Кулану» нынешнего министра финансов Моше Кахлона. Потому шансы на то, что совокупный потенциал этого лагеря на ближайших выборах перевесит совокупную поддержку партий, позиционирующих себя в правой части политического спектра, по-прежнему невелики.

Коротко суммируем причины подобной ситуации, которые мы довольно подробно рассмотрели в предыдущей статье. Во-первых, ассоциирование в глазах большинства израильтян «левых» политиков с негативными последствиями инициированного ими «палестино-израильского мирного процесса», а отсутствие успеха в неоднократных попытках лидеров левоцентристских списков эту невыигрышную для них тему «замести под ковер». Во-вторых, неспособность левой оппозиции убедить избирателей в том, что правительство провалилось в решении актуальных для израильского общества проблем внешней политики, безопасности, экономики и социальной сферы. На практике, геополитическое положение Израиля в регионе в последние годы, и его статус в системе международных отношений был, по многим признакам, одним из лучших за историю страны, а с приходом в Белый дом команды Дональда Трампа эти тенденции лишь укрепились.

Что же до социально-экономического положения общества, то бурный экономический рост последних полутора десятков лет в Израиле действительно имел своей обратной стороной серьезные диспропорции и «перегрев» экономики, и значительный разрыв в доходах (при общем росте их уровня) между различными общественными слоями – что, естественно, не раз вызывало всплески общественного недовольства. Однако, поскольку главной темой этих протестов было не положение малообеспеченных слоев населения, а «борьба за права дискриминируемого среднего класса», главным «бенефициаром» тут оказалась не «социал-демократическая» Авода, а все та же «Еш атид».

В любом случае, и здесь израильтяне, скорее, готовы поверить считающемуся «архитектором израильского экономического чуда» нулевых годов, премьер-министру Биньямину Нетаньяху, который на заседании правительства отметил достижения «последовательной политики, которую [мы] ведем уже долгие годы». По его данным, эта стратегия «привела к беспрецедентному росту израильского рынка, росту ВВП, практически беспрецедентному снижению безработицы, которая достигла исторического минимума, росту доходов на душу населения, снижению социального неравенства, и значительному росту заработной платы представителей среднего класса и малообеспеченных слоев населения».

Потому расследуемые полицией подозрения в отношении премьер-министра остаются среди немногих перспективных ресурсов оппозиции.

Именно на фоне бурной общественной полемики и постоянных драматических сливах в СМИ, лидеры оппозиционных партий надеются сегодня заставить Нетаньяху уйти в отставку и тем самым спровоцировать досрочные выборы. Примером подобных настроений можно считать заявление лидера ведущего сегодня оппозиционного блока «Сионистский лагерь» Ави Габая, утверждающего, что «дело 3000» (о продаже Германией Израилю субмарин) «такое серьёзное, что лишает премьер-министра права принимать решения в сфере безопасности», и, если он окажется в числе подозреваемых по этому делу, то должен уволиться с поста главы правительства.

Примерно в том же духе постоянно высказывался и лидер партии «Еш атид» Яир Лапид, считающийся сегодня главным соперником действующего премьера за пост следующего главы правительства. Так, летом прошлого года Лапид назвал историю с приобретением у Германии подлодок «самым крупным скандалом в израильской истории». А комментируя 31 января с. г. сообщения прессы о возможном вызове премьер-министра в качестве свидетеля по делу о германском контракте, Лапид повторил свое декабрьское высказывание, что «Нетаньяху – не второстепенный игрок в этом деле. Закупкой субмарин занимались самые близкие ему люди. И если он все знал, то пойдет в тюрьму. А если он действительно был не в курсе происходящего, то не может занимать пост главы правительства, ведь речь идет о безопасности государства».

В полной мере эти факторы проявились в середине февраля, когда полиция опубликовала рекомендации отдать премьер-министра Биньямина Нетаньяху под суд по итогам проведенных расследований в рамках «дела 1000» и «дела 2000». Как и ожидалось, глава партии МЕРЕЦ Захава Гальон немедленно призвала Нетаньяху, который, по ее словам, «на фоне таких серьезных подозрений лишился морального права занимать свою должность», временно сложить с себя полномочия премьер-министра. Того же потребовали и лидеры блока «Сионистский лагерь», пригрозив, если он сам не снимет с себя полномочия главы правительства, «сделать это за него». А депутат от этого блока и координатор действий оппозиционных фракций Йоэль Хасон потребовал от юридического советника правительства назначить дату завершения работы над окончательным решением по делам премьер-министра. (То есть, завуалированно озвучил надежду не дать Нетаньяху закончить эту каденцию, и спровоцировать досрочные выборы). В том же духе – «человек, против которого выдвинуты такие тяжелые обвинения, большую часть которых он даже не отрицает, не может продолжать руководить страной и нести ответственность за безопасность и благополучие граждан» высказался и глава партии «Еш атид» Яир Лапид, согласившийся также стать свидетелем обвинения по «делу 1000».

Общественное мнение

Шансов на реализацию данной стратегии у оппозиции пока не много. Так, по сообщениям израильских СМИ, юридический советник правительства Авихай Мандельблит еще 23 января 2018 года сообщил, что полиции пока не удалось собрать убедительные улики для выдвижения против премьер-министра Биньямина Нетаньяху проекта обвинительного заключения, которое может быть принято судом. Максимум, в чем можно обвинить премьер-министра – это минорные нарушения административных положений или расплывчатых норм «общественного доверия».

Потому партнеры Ликуда по коалиции предложили всем ратующим за власть закона, последовать собственным рекомендациям, и «не обвинять невиновного, пока не доказано обратного». А в самой партии Ликуд оппозицию призвали «не мешать премьер-министру Биньямину Нетаньяху возможность продолжать управлять важными делами государства и спокойно ждать решения юридического советника правительства» (министр транспорта и разведки Исраэль Кац). И оценили ситуацию как «хорошо спланированный фестиваль прессы» и «печальную попытку добиться свержения правого правительства вопреки всем законодательным нормам» (министр экологии и по делам Иерусалима Зеэв Элькин). В то время как их коллега министр культуры и спорта Мири Регев назвала происходящее «открытие всем истинного лица провального политика Яира Лапида, который присоединился к тем, держит гильотину на улице Ротшильд, и пытается отстранить правящий Ликуд от власти недемократическим путем».

Регев явно намекала на утверждение, что именно оппозиционные партии и симпатизирующие их идеологической платформе «неполитические» организации стоят за регулярными и достаточно шумными демонстрациями на тель-авивской площади Рабина, у резиденции премьер-министра в Иерусалиме и дома юридического советника правительства (возглавляющего в Израиле Генпрокуратуру) в Петах-Тикве. Их сравнительно немногочисленные участники требуют отставки главы правительства, но этот и другие драматичные заявления, и лозунги пока находят не слишком большой отклик на уровне общественного мнения.

С одной стороны, израильская общественность, согласно опросам, крайне негативно реагирует на случаи злоупотребления политиками своим положением и возможностям (например, согласно исследованию Израильского института демократии 2017 года, не менее 80% респондентов считают, что «политики больше думают о своих интересах, чем об интересах народа») и считает коррупцию проблемой, требующей решения. Тем не менее, в порядке приоритетов эта тема стоит заметно ниже вопросов безопасности, экономики, благосостояния населения, образования, экологии и иных сюжетов.

Не случайно, опросы газет «Едиот ахронот» и «Маарив», проведенные в конце прошлого года, показали, что жители Израиля вполне довольны деятельностью Биньямина Нетаньяху и его правительства, а публичные дебаты о (якобы) коррумпированности премьер-министра и его окружения, практически не влияют на их электоральные предпочтения. Потому, если бы выборы проходили в тот момент, партия премьера Ликуд выиграла бы их с большим отрывом от ближайших соперников – «Еш атид» и «Сионистского лагеря», а Нетаньяху обходил их лидеров, Яира Лапида и Ави Габая в качестве предпочтительного кандидата на пост премьер-министра на 16-21 процентных пункта. Аналогичную картину показали заказанные несколькими средствами массовой информации опросы, проведенные на следующий день после публикации 14 февраля полицией рекомендации отдать под суд премьер-министра Биньямина Нетаньяху по обвинению в коррупции.

Так, опрос телекомпании «Решет», показал, что 49% респондентов верят полиции, 25% верят премьер-министру и еще 26% не знают, кому верить. Но 73% респондентов считают, что глава правительства должен остаться на своем посту, и только 17% ожидают, что Нетаньяху временно уйдет с занимаемой должности. Другой опрос, заказанный 10 каналом ТВ Израиля, показал, что полиции доверяют 53% и еще 13% не имеют определенного мнения, а 34% считают, что полиция участвует в заговоре с целью государственного переворота. Заметим, что согласно этим опросам, респонденты разделились почти поровну в отношении вопроса, должен ли Нетаньяху временно или окончательно уйти в отставку, или может продолжать работать в обычном режиме. Однако лишь 12% респондентов заявили, что их позиция в отношении премьер-министра изменилась после публикации рекомендаций следователей. В итоге, упомянутые опросы не только не зафиксировали падение рейтинга Ликуда, но и напротив, показали даже некоторый его рост.

Итоги опубликованного два дня спустя опроса, проведенного авторитетным Институтом Смита по заказу газеты «Маарив», показали, что данная тенденция лишь набирает силу. Согласно данным этого опроса, притом, что 48% респондентов считали премьер-министра Биньямина Нетаньяху коррумпированным, 43% (относительное большинство) полагали, что ему не следует уходить в отставку (25% считали, что Нетаньяху должен временно уйти с занимаемой должности, и 22% — что он должен уйти в отставку прямо сейчас). А Ликуд в любом случае сегодня получил бы на выборах 28 мандатов против 22 у «Еш атид», а разрыв между правым и левым лагерем в целом по-прежнему составляет не менее 10 мандатов.

Наконец, опубликованные 24 февраля службой новостей коммерческих каналов «Кешет» и «Решет» итоги опроса, проведенного институтом «Мидгам» показали, что если бы выборы в Кнессет 21-го созыва состоялись сегодня, рейтинг Ликуда на фоне проводимых против премьер-министра расследований даже усилился. Партия получила бы, по этим данным, 28 мандатов (самый высокий показатель в опросах этого института за последний год), в основном, за счет оттока голосов из центра и от правой религиозной партии «Еврейский дом».

Напрашивающийся в этой связи вывод таков: израильтяне считают, что страной должен управлять тот, кто способен не поддаваться давлению извне и обеспечить дальнейший уверенный экономический рост. Левые победят, если смогут убедить избирателя, что они в состоянии решить первоочередные политические и экономические проблемы лучше нынешних коалиционных партий. И это остается за пределами вопроса о чистоте власти – сколь бы важным он ни был.