- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу о проекте «Южный газовый коридор». Часть 2

Европейскому союзу весьма выгодно, чтобы Транскаспийский трубопровод (проект газопровода из Туркменистана в Азербайджан через Каспий) стал частью проекта «Южный газовый коридор».

В 2011 году Евросоюз принял мандат на ведение переговоров о заключении юридически обязывающего договора между ЕС, Азербайджаном и Туркменистаном о строительстве Транскаспийского трубопровода.

В 2015 году Азербайджан, Турция, Туркменистан, Европейский союз подписали Ашхабадскую декларацию по энергетике. Все стороны остаются приверженными выполнению декларации и находятся в постоянном контакте для изучения возможностей сотрудничества. Кроме того, с Азербайджаном и Туркменистаном ЕС обсуждает условия, необходимые для сооружения, ввода в эксплуатацию и самой эксплуатации Транскаспийского трубопровода, а также соглашений для заполнения газопровода туркменским газом, включая надлежащее признание коммерческих договоренностей.

Министр энергетики Азербайджана П.Шахбазов сообщил, что в последнее время интерес Туркменистана к проекту «Южный газовый коридор» повысился. При этом он напомнил, что обе страны успешно взаимодействуют в области энергетики. Например, туркменская нефть транспортируется в Европу по нефтепроводу Баку – Тбилиси – Джейхан[i] [1].

Любопытно, что консультации по прокладке Транскаспийского трубопровода ведутся заинтересованными сторонами более семи лет, но они так и приступили к практическим действиям из-за неурегулированного до сих пор правового статуса Каспия. Туркменистан и Азербайджан настаивали, что для строительства газопровода по дну Каспийского моря достаточно согласия стран, по территории которых он будет проходить. В свою очередь, Россия и Иран возражали против такого подхода, говоря о том, что до решения правовых вопросов проект может быть реализован только с согласия всех пяти прикаспийских государств (России, Ирана, Азербайджана, Туркменистана, Казахстана).

Что касается делимитации Каспия, то наша страна предложила разграничить его дно между сопредельными и противолежащими прикаспийскими государствами по модифицированной срединной линии в целях осуществления суверенных прав на недропользование при сохранении в общем пользовании водного пространства, обеспечении свободы судоходства, согласованных норм рыболовства и защиты окружающей среды[ii] [2]. В случае применения вышеуказанного метода сектор Казахстана составит 26%, России – около 19%, примерно столько же у Азербайджана и Туркменистана, у Ирана – около 14%[iii] [3]. Последний готов согласиться с разделом Каспия на национальные сектора только на условиях равных долей (по 20%). Сейчас появились серьезные подвижки в решении многолетней проблемы.

В конце прошлого года по итогам Совещания министров иностранных дел прикаспийских государств министр иностранных дел России С.В.Лавров заявил следующее: «Мы предметно обсудили вопросы текущей повестки дня на Каспии. Особое внимание уделили работе над проектом Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. С большим удовлетворением объявляю, что мы нашли развязки по всем остававшимся открытыми ключевым вопросам, связанным с подготовкой этого документа. Фактически текст Конвенции готов. В ближайшее время будет проведена его редакторская доработка, перевод на национальные языки, внутригосударственная подготовка в каждой из наших стран к подписанию на высшем уровне. Сделать это предстоит на пятом каспийском саммите»[iv] [4]. Встречу в верхах планируется провести в текущем году в Казахстане. По словам главы ведомства, окончательное решение по срокам мероприятия примет руководство Казахстана, когда будет ясно, что все технические и юридические аспекты работы над согласованным текстом документа уже завершены.

В проекте Конвенции закреплено, что странам, через сектора которых будут прокладываться трубопроводы, надлежит договариваться на двусторонней основе. Это положение документа позволяет прикаспийским государствам начать сооружение Транскаспийского трубопровода без согласия России и Ирана. Таким образом, в перспективе туркменский газ вполне способен частично понизить конкурентоспособность российского «голубого топлива» на европейском рынке.

[i] [5]Пярвиз Шахбазов: ТАПИ будет служить благосостоянию не только стран-участников проекта, но и всего региона // Азербайджанское государственное информационное агентство, 26.02.2018. URL: https://azertag.az/ru/xeber/1140124 [6]

[ii] [7]Проблемы правового статуса Каспийского моря (к парламентским слушаниям) // Аналитический вестник Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации. М., 2001. Вып. 43. URL: http://iam.duma.gov.ru/node/8/4618/16298 [8]

[iii] [9]Рубан Л.С. Проблема разграничения Каспийского моря. Историко-правовой аспект // Бурение и нефть. 2017. № 5. URL: http://burneft.ru/archive/issues/2017-05/50 [10]

[iv] [11]Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в ходе пресс-конференции по итогам Совещания министров иностранных дел прикаспийских государств, Москва, 5 декабря 2017 года // Официальный сайт МИД России, 05.12.2017. URL: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2978643 [12]