- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об участии китайских производителей разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов на выставке в UMEX в Абу-Даби

Как сообщают СМИ КНР, в ходе выставки и конференции по беспилотным летательным аппаратам (Unmanned Systems Exhibition & Conference), которые прошли в период с 25 по 27 февраля 2018 г. в столице Объединенных Арабских Эмиратов – г.Абу-Даби «Китайская аэрокосмическая промышленная корпорация» (КАПК) представила вниманию военных и гражданских специалистов макеты разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) разных классов, а именно  «Птеродактиль 1 и 2», «Облачная тень», AV-500W (беспилотный вертолет классической схемы), A-Hawk II (квадрокоптер класса мини) и макет компактной наземной станции управления БПЛА. Следует отметить, что китайский павильон был расположен напротив секции американских производителей БПЛА, которые привезли на мероприятие полноценную версию устаревшего Predator-B.

Как известно, аппараты серии «Птеродактиль 1» приняты на вооружение ВВС Арабской Республики Египет и китайские конструкторы уже получили положительные отзывы египетских военных на свои БПЛА, которые задействованы в систематических операциях по борьбе с террористами на севере Синайского полуострова.

В отношении БПЛА «Облачная тень» (кит. Yun Jing) известно, что данный аппарат был впервые представлен вниманию широкой публики на выставке вооружений и военной техники ВВС в г. Чжухай в 2016 г. Благодаря публикации в китайском специализированном военно-техническом издании «Наука и техника оборонно-промышленного комплекса» представляется возможным изучить данный аппарат.

Конструкторы «Облачной тени» учли, что современные турбовинтовые БПЛА серий «Радуга» и «Птеродактиль» хоть и обладают достаточной боевой нагрузкой и продолжительностью полета, однако их средняя скорость на уровне 200 км/ч не позволяет наносить удары по объектам сепаратистов/террористов/исламистов в удаленных районах в оперативном порядке. В связи с этим, внутри S-образного корпуса  БПЛА «Облачная тень» был установлен проверенный временем реактивный двигатель серии WP (заимствован с истребителя «Цзянь-6»), обеспечивающий достаточно высокую скорость при умеренном расходе топлива, практический потолок и требуемую грузоподъемность.

Необходимо учитывать, что в отличие от большинства турбовинтовых БПЛА воздухозаборник у «Облачной тени» размещен на верхней плоскости корпуса, что в совокупности с алюминиевой рамой, композитными элементами планера (60% изготовлено их углеволоконных материалов), обшивкой и специальными лакокрасочными материалами удалось значительно снизить заметность аппарата для радиолокационных станций вероятного противника. Кроме того, для этой цели был применена схема хвостового оперения в виде латинской буквы V.

Система навигации рассматриваемого БПЛА состоит из инерциального блока, модулей связи со спутниками систем глобального позиционирования GPS, Бэйдоу и ГЛОНАСС, что позволяет оператору управлять аппаратом даже в условиях действий средств радиоэлектронной борьбы. В случае если противник поставит помехи на частотах всех трех систем спутниковой навигации бортовая вычислительная система «Облачной тени» обеспечит выход в район для безопасного восстановления сигнала управления. Подобный алгоритм написан с тем, чтобы БПЛА не возвращался на свою базу поскольку будет потеряно время для выполнения боевой задачи.

Известно, что при длине корпуса 9,05 м, и размахе крыльев 17,8 м. БПЛА «Облачная тень» оснащен одним реактивным двигателем серии WP, который обеспечивает максимальную скорость 620 км/ч в пикировании и 600 км/ч при горизонтальном полете. Практический потолок данного БПЛА составляет 15000 м, однако максимальная высота полета в зоне ожидания и поиска цели определена в 10000 м.

По данным китайских источников, максимальная взлетная масса «Облачной тени» достигает 3000 кг. Нормальная крейсерская скорость установлена на уровне 300 км/ч, что позволяет одному такому аппарату осуществлять поиск и оперативно наносить удар по цели в радиусе боевого патрулирования 50 км.

Как указывают обозреватели специализированных изданий, большой размах крыльев обусловлен тем, что китайские конструкторы разместили в них полноразмерные цельнолитые пластиковые топливные баки, которые и обеспечивают приемлемую продолжительность полета – до 20 часов.

Китайские конструкторы предусмотрели возможность установки нескольких систем ведения разведки на один аппарат, а именно внутри носовой части композитного корпуса «Облачной тени» можно одновременно установить:

– оптико-электронную систему высокого разрешения (позволяет обнаружить и принять на автоматическое сопровождение автомобиль типа «пикап» на дальности 10 км);

– всепогодную радиолокационную станцию с синтезированной апертурой (дальность обнаружения наземной цели 50 км);

– систему радиотехнической разведки (РТР), позволяющую обнаружить место исходящего сигнала систем космической, цифровой связи вероятного противника на дальности до 200 км.

Фактически, китайским специалистам удалось создать разведывательно-ударный БПЛА, способный наносить удары по замаскированным командным пунктам без привлечения подразделений РТР. Указанные выше системы разведки, обнаружения, классификации, сопровождения цели и наведения позволяют оператору «Облачной тени» применять  широкую номенклатуру средств поражения, в которую входят следующие боеприпасы:

– высокоточная оперенная корректируемая авиабомба FT-7 (масса 100 кг);

– корректируемая бомба с лазерным наведением GR4 (масса 100 кг);

– оперенная корректируемая бомба со спутниковым наведением CS/BBM2 (масса 100 кг);

– оперенная корректируемая бомба с телевизионным наведением LS-4 (масса 100 кг);

– оперенная бомба с ракетным двигателем LS-6/100 NLS (масса 100 кг, дальность пуска от 20 до 40 км)

– оперенная корректируемая бомба со спутниковым наведением CS/BBM3 (масса 50 кг.)

– корректируемая авиабомба LS-6/50NLS (масса 50 кг);

– многофункциональная малокалиберная ракета YJ-9E (фактически это компактная противокорабельная ракета);

– многофункциональная универсальная малокалиберная ракета АМ-300М

– ракета класса «воздух-земля» LJ-21 (фактически это тяжелая противотанковая управляемая ракета).

Следует отметить, что максимальная масса боевой нагрузки рассматриваемого аппарата составляет 400 кг. и в базовой версии под крыльями можно разместить четыре единицы вооружения, однако при установке специальных композитных кронштейнов  этот показатель можно увеличить до шести.

Пульт управления БПЛА «Облачная тень» состоит из шести многофункциональных жидкокристаллических мониторов, кресла, ручки управления и педалей, которые позволяют оператору полностью контролировать полет и выполнение боевой задачи или перевести аппарат в полностью автоматический режим. Следует отметить, что программное обеспечение позволяет оператору одновременно управлять четырьмя БПЛА – связать их в одну группу, что позволяет повысить интенсивность огневого воздействия на объекты противника.

По данным китайских обозревателей, специалисты КАПК в течение последних двух лет сосредоточили свои усилия на разработке алгоритмов действия БПЛА и повышении его автономности. Известно, что программисты корпорации разработали алгоритмы, позволяющие аппарату самостоятельно определять характер цели, выбирать тип боеприпаса исходя из возможностей боевой части, рассчитывать траекторию захода на цель и оптимального повторного боевого захода.

В ходе испытательных полетов подтверждено, что все вышеуказанные действия БПЛА «Облачная тень» способен выполнять самостоятельно, поскольку временные задержки при передаче видеосигнала, радиоэлектронные помехи, сбои в работе передатчиков наземного пункта управления, а также психологические особенности операторов могут повлиять на результат выполнения боевой задачи.

С учетом вышесказанного, представляется возможным утверждать, что специалисты оборонно-промышленного комплекса КНР в состоянии создавать полноценные ( со степенью автономности «5») высокоскоростные высотные БПЛА средней и большой продолжительности полета. В перспективе подобные аппараты позволят ВВС любого государства выполнять задачи практически в любое время суток вне зависимости от готовности подразделений пилотируемой боевой авиации.