- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Россия и Ирак: перспективы сотрудничества в нефтяной сфере. Часть 1

27 февраля с.г. в ходе заседания Российско-Иракской комиссии по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству заместитель председателя правительства России Д.О.Рогозин (председатель межправкомиссии с российской стороны) заявил, что двустороннее экономическое сотрудничество развивается столь полноценно, что его можно сравнить со странами, которые не испытывают давления бандитизма, терроризма на своей территории. «Остается лишь надеяться на то, что эта тенденция сохранится»[i] [1], – добавил он.

Д.О.Рогозин подчеркнул, что раньше стороны начинали переговоры с вопросов обеспечения безопасности работников российских компаний в Ираке, а на этот раз вопрос безопасности обсуждался последним. Первыми на повестке стояли вопросы промышленности, транспорта, инфраструктуры, сотрудничества в сфере высоких технологий и в сельском хозяйстве.

В свою очередь министр иностранных дел Ирака И.аль-Джаафари (председатель межправкомиссии с иракской стороны) отметил следующее: «Рассчитываем на поддержку всех наших друзей, в первую очередь Российской Федерации, которая нам много помогала в борьбе с терроризмом. Россия поддерживала Ирак на всех уровнях. Мы будем оказывать всякое содействие тому, чтобы Россия пришла на наш рынок, помогла нам восстановиться. Все препятствия, которые возникали в наших отношениях, будем устранять»[ii] [2].

Как представляется, Ирак может пойти на то, чтобы по просьбе компании «Газпром нефть» были внесены некоторые корректировки в контракт на разработку нефтяного месторождения «Бадра», расположенного в провинции Васит на востоке Ирака.

Тендер на разработку месторождения был проведен иракским правительством в декабре 2009 года. Победителем признан международный консорциум, сформированный «Газпром нефтью» (30%), корейской компанией Kogas (22,5%), малазийской компанией Petronas (15%), турецкой компанией ТPАО (7,5%). Доля иракского правительства, которое представлено в проекте иракской компанией Oil Exploration Company, составляет 25%. Контракт на разработку «Бадры» подписан в январе 2010 года. Статус оператора проекта получила «Газпром нефть».

Проект разработки месторождения рассчитан на 20 лет с возможной пролонгацией на 5 лет. Коммерческая отгрузка нефти началась в 2014 году. Перед этим на месторождении всего за три года была создана вся необходимая инфраструктура для добычи и транспортировки сырья.

В конце прошлого года министр энергетики России А.В.Новак сообщил, что иракская сторона намерение найти взаимовыгодное решение по контракту на разработку месторождения «Бадра»[iii] [3]. В январе с.г. руководитель дирекции по крупным проектам «Газпром нефти» Д.А.Сугаипов отметил, что компания намерена снизить проектную полку добычи нефти на иракском месторождении из-за сложной геологии и высоких финансовых затрат[iv] [4]. Запасы углеводородов на «Бадре» оказались меньше прогнозируемых, а затраты на добычу слишком высоки. По словам А.В.Новака, иракская сторона это прекрасно понимает и ей следует обеспечить доходность инвесторам, а не только действовать по ранее принятым решениям.

Компания «Роснефть» заинтересована укреплять свои позиции на Ближнем Востоке в целом и в Ираке в частности. «Мы обсуждаем проекты в Иране, где мы не только хотим участвовать в проектах по разведке и добыче, но и создать эффективные цепочки поставок иранской и среднеазиатской нефти на мировой рынок. Мы развиваем сотрудничество с Саудовской Аравией. Наконец, мы самым серьезным образом настроены работать в Курдистане (курдской автономии на севере Ирака. – Э.К.) и в Ираке в целом. Наш интерес к этим проектам носит сугубо практический характер – данный регион характеризуется крупнейшей ресурсной базой с низкой себестоимостью добычи и не в полной мере раскрытым потенциалом. Что очень важно – нефть из Курдистана поступает прямо на наши заводы в Германии. При этом, включив этот регион в орбиту общеевразийской деловой интеграции, мы будем способствовать решению общеэкономических и социальных задач – энергостабильности и повышению жизненного уровня»[v] [5], – осенью прошлого года заявил главный исполнительный директор компании «Роснефть» И.И.Сечин.

В конце февраля с.г. в Багдаде состоялась встреча министра нефти Ирака Д.Луэйби и вице-президента по переработке, нефтехимии, коммерции и логистике компании «Роснефть» Д.Касимиро. В пресс-релизе по итогам переговоров отмечено следующее: «Министр разъяснил, что ведомство не будет возражать, если “Роснефть” захочет расширить масштаб деятельности в провинции Киркук после того, как она согласует этот вопрос с компанией BP»[vi] [6].

[i] [7]Вопрос особой скважности // Коммерсантъ, 28.02.2018. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3559877?query=%D1%81%D0%B5%D1%87%D0%B8%D0%BD [8]

[ii] [9]Там же.

[iii] [10]«Газпром нефть» и Минэнерго Ирака обсуждают корректировки контракта по Бадре // Прайм, 06.12.2017 со ссылкой на телеканал «Россия 24».
URL: https://1prime.ru/energy/20171206/828223075.html [11]

[iv] [12]Russia’s Gazprom Neft scales down oil output plateau at Iraq’s Badra // Reuters, 11.01.2018. URL: https://www.reuters.com/article/russia-iraq-gazprom-neft-idAFR4N1D302Y [13]

[v] [14]Игорь Сечин выступил с ключевым докладом на X Евразийском экономическом форуме в Вероне // Официальный сайт компании «Роснефть», 19.10.2017. URL: https://www.rosneft.ru/press/today/item/188135/ [15]

[vi] [16]Russian oil company Rosneft in the mix for northern Iraq // United Press International, 28.02.2018. URL: https://www.upi.com/Energy-News/2018/02/28/Russian-oil-company-Rosneft-in-the-mix-for-northern-Iraq/5621519819895/ [17]