- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Послание президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию: перспективы для Израиля

1 марта президент России В.В.Путин обратился с традиционным посланием к Федеральному Собранию. Несмотря на то, что выступление по содержанию и фону, созданному предстоящими выборами, было ориентировано на анализ ситуации внутри страны, в нем есть аспекты, на которые Израиль, пусть и неявно, обратил внимание, или ближневосточному государство стоило бы это сделать. Касаются они преимущественно перспектив разрешения острых региональных проблем, где подходы Москвы и Иерусалима удивительно совпали, хотя каждый, кажется, пока боится в этом признаться даже самому себе.

Первый и самый главный пункт – военный потенциал России. Наибольшее внимание в СМИ, прежде всего, российских вызвали пункты характеризующие наращивание вооружений и прочие скрытые и явные уколы российского лидера в адрес Вашингтона. При этом если местные медиа в подавляющем большинстве, за исключением лишь оппозиционных ресурсов, согласились с тем, что современная Россия действительно превосходит США, то в Израиле прозвучала точка зрения, близкая к американской. Так, газета Haaretz включила премьер-министра Б.Нетаньяху в число лидеров, не проявивших интереса к посланию В.В.Путина, а Israel Hayom вообще процитировала западных экспертов, настаивающих, что демонстрация военных достижений выдает не силу, а слабость Кремля, озабоченного тем, что в арсенале Вашингтоне есть что-то, чему Россия не сможет противостоять. Впрочем, для Израиля более целесообразно сосредоточиться на другом. А именно В.В.Путин сказал: «Любое применение ядерного оружия против России или её союзников малой, средней, да какой угодно мощности мы будем рассматривать как ядерное нападение на нашу страну. Ответ будет мгновенным и со всеми вытекающими последствиями».

С точки зрения Иерусалима это важно по двум причинам. Во-первых, израильские власти неоднократно утверждали, что исповедуют аналогичный принцип по защите собственной страны и граждан, пусть и не только в случае применения ядерного оружия. Во-вторых, любопытно задаться вопросом, а входит ли Израиль в число таких союзников?  С одной стороны, как мы помним, не так давно заместитель посла России в Израиле Л.Фролов сказал, что в случае ирано-израильского конфликта Кремль поддержит израильтян.

С другой стороны, представитель исследовательского центра Belfer при Гарвардском университете, колумнист Haaretz, а в прошлом заместитель председателя Совета национальной безопасности Израиля Ч.Фрайлих отмечает, что весь Ближний Восток сегодня не просто движется, а мчится навстречу ядерной войне, которую порождает не только иранская активность, но и общее желание региональных игроков развивать свою атомную программу. Она, учитывая характер существующих противоречий, мирной точно не останется. При этом виновата в этой гонке Россия, использующая торговлю вооружением и распространение своих технологий как способ укрепить позиции. Такая активность представляет для Израиля угрозу, что заставляет страну обращаться за поддержкой к США. При таком сценарии защищать израильтян Кремль вряд ли захочет. Мало того, Israel Hayom не исключает, что сказанное было намеком именно на Сирию, адресованным США, что, косвенно затрагивает и интересы Израиля.

Впрочем, есть во всей этой ситуации один объединяющий Россию и Израиль фактор. Пентагон, отвечая на обращение В.В.Путина выпустил комментарий следующего содержания: «Речь идет не об обороне, а о сдерживании». А сдерживание, в свою очередь, — один из столпов обеспечения израильской безопасности. Отсюда следует, что кажущиеся многим, включая российские СМИ, устрашающими высказывания представителей израильского военно-политического истеблишмента в адрес Ирана, Сирии или Ливана по сути своей мало чем отличаются от слов, сказанных в четверг российским президентом.

Второй пункт – Сирия. Сама по себе эта проблема была обозначена российским президентом вскользь и свелась к следующему: «Сирийская операция показала возросшие возможности Вооружённых сил России». Вот к этим возможностям в Израиле как раз и назрели вопросы, появившиеся еще до обращения президента. Так, за два дня до трансляции израильский журналист А.Пфеффер из Haaretz высказал предположение, что демонстрация военной мощи на площадке САР не что иное, как показуха, которая нужна, во-первых, на фоне предстоящих мартовских выборов. Во-вторых, Кремлю также необходимо чтобы интерес общественности к сирийской операции, по объективным причинам снизившийся из-за ее продолжительности, не стих окончательно.

Таким образом, в глазах, как минимум, этого представителя израильских СМИ российские действия напоминают нечто, похожее на военные парады в Северной Корее. Примечательно, в победе В.В.Путина в Haaretz, судя по различным публикациям последнего времени, не сомневаются, вот только израильское общественное мнение после них будет иметь четкое представление, с кем именно Иерусалим имеет дело. При этом интерпретировать такие взгляды можно по-разному. Негативное восприятие лично В.В.Путина или всего режима явно останется прерогативой Запада, Израилю важнее, что размещение и использование на территории Сирии самых современных и высокоточных вооружений можно при необходимости трактовать как непропорциональное применение силы, после чего сложновато будет упрекать израильское правительство в ответе на действия «безоружных палестинцев». Уже сейчас западные СМИ сообщают о причастности России к гибели мирных жителей в Восточной Гуте, и израильские издания принимают эту информацию к сведению, вскользь ссылаясь на неё при необходимости.

Из всего написанного выше можно заключить, что между Россией и Израилем действительно много общего. Вот только если раньше объединяющие их направления сводились к перспективам сотрудничества в тех или иных областях, то теперь все чаще можно заметить, что стороны следуют некой общей линии в решении своих проблем. Крым уже назывался «нашей Храмовой горой», что фактически ставит Россию в один ряд с Израилем, отстаивающим право на суверенитет над Иерусалимом и Голанами. Теперь мы имеем место со схожими представлениями о достижении своих интересов. На этой основе то же можно было бы объединиться и перестать считать Израиль «плохим парнем», признав, что все плохи одинаково.