- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об уровне коррупции в Израиле

По итогам исследования неправительственной организации Transparency International, опубликованного на днях, за прошедший год Израиль спустился на 4 позиции в рейтинге восприятия коррупции. Рейтинг основан на индексе восприятия коррупции, который организация составляет ежегодно. Так, если в 2016 году Израиль занимал 28 место из 176 стран, то по итогам на 2017 год он находится уже на 32-м месте из 180 стран. Несмотря на то, что Израиль вошёл в первую треть стран с самым низким индексом восприятия коррупции, среди 35 стран-членов ОЭСР он расположился лишь на 23 месте, позади большинства развитых европейских стран[i] [1].

Израилю так же не удалось занять первые позиции даже среди стран ближневосточного региона. Среди ближневосточных стран первое место досталось Объединенным Арабским Эмиратам, а второе – Катару, которые, тем не менее, в общем зачете, заняли 21 и 29 места соответственно.

Рейтинг каждой страны в списке оценивается филиалами TI ежегодно с 1995 года на основании исследований местных и иностранных организаций и экспертов в области госуправления, гражданского общества, экономики и управления бизнесом, в том числе из Азиатского и Африканского банков развития, Всемирного банка и американской организации Freedom House.

Оценка указывает на уровень восприятия коррупции в государственном секторе страны или территории и выставляется по стобальной шкале: от 0 — максимального уровня коррупции до 100 — отметки, свидетельствующей о ее отсутствии. Так в 2017 году Израиль набрал 62 балла, что означает слабое влияние коррупции на государство.

Понижение рейтинга Израиля происходит на фоне публикации подозрений против премьер-министра Биньямина Нетаньяху. Вместе с тем, следует учесть, что данные исследования были собраны еще до обнародования рекомендаций полиции по делам «1000» и «2000», заведенным против него, а также до публикации материалов расследования и арестов по «делу 4000».  Если бы это было учтено при составлении рейтинга, то, скорее всего, позиция Израиля была бы значительно ниже.

Понижение рейтинга Израиля на 4 позиции в рейтинге скорее всего связано со следующими факторами:

Подозрения против бывшего председателя коалиции Давида Битана (Ликуд) в серии финансовых правонарушений в рамках «дела 1803» о коррупции в муниципалитете Ришон ле-Циона.

Давид Битан подозревается в получении многомиллионной взятки от главы организованной преступной группировки и в ряде других нарушений, относящихся к периоду его пребывания на посту заместителя мэра Ришон ле-Циона.
20 декабря 2017 года, на фоне проводимого расследования, Давид Битан подал в отставку с поста председателя коалиции.

Так же влияние оказало расследование против министра социального обеспечения Хаима Каца (Ликуд), по подозрению в коррупции, злоупотреблении служебным положением в целях продвижения собственных интересов, получении взяток, мошенничестве вымогательстве и угрозах.
Речь идет преимущественно о периоде, когда Хаим Кац занимал пост председателя трудового комитета концерна «Авиационная промышленность». Кац и еще несколько человек, как утверждает следствие, подозреваются в получении взяток и использовании ресурсов концерна для личных надобностей.  Министра соцобеспечения подозревают также в нарушении регламента, прописанного юридическим советником правительства: в частности, во вмешательстве в процесс избрания председателя совета директоров концерна.
В начале февраля 2018 года полиция рекомендовала прокуратуре отдать Хаима Каца под суд. Как сообщают в полиции, собранная доказательная база достаточна для предъявления обвинений.

Влияние на рейтинг несомненно так же оказали расследования и обвинения в коррупции против членов партии «Наш дом-Израиль» (НДИ).

В августе 2017 года прокуратура подала заключение в Тель-авивский окружной суд, против Фаины Киршенбаум — бывшего генерального секретаря партии НДИ, экс-депутата Кнессета и заместителя министра внутренних дел, которая является главным фигурантом «дела 242». Ей инкриминировались многочисленные преступления коррупционного характера. В частности, были предъявлены обвинения в получении взяток, принуждении к даче взяток, мошенничестве, отмывании капиталов, нарушении общественного доверия.

Кроме Киршенбаум по ряду коррупционных статей было представлено обвинение против еще девяти фигурантов этого дела. В их числе глава орготдела партии НДИ Давид Годовский, гендиректор Министерства сельского хозяйства Рами Коэн и его жена Батия, казначей регионального совета «Матэ Биньямин» Эфи Перес, глава амуты «Аялим» Матан Даан и его заместитель Дани Гликсберг, глава амуты «Эзра» Даниэль Алинсон, гендиректор Объединения предпринимателей Ирена Вальдберг и лоббист Стивен Леви.

Следствие пришло к выводу, что руководство партийного аппарата НДИ требовало и получало «откаты» от организаций и учреждений в обмен на «выбитое» для них бюджетное финансирование. Согласно обвинительному заключению, Киршенбаум брала взятки и для партийной кассы, и лично для себя — наличными деньгами, оплатой заграничных поездок, трудоустройством членов семьи на государственные «синекуры», ценными подарками и другими путями.

Суд по этому делу начался в сентябре 2017 года. На данном этапе оглашено обвинительное заключение, но судебный процесс пока продолжается.

Дело Стаса Мисежникова — бывшего министра туризма от партии НДИ — было выделено в отдельное производство. Мисежников подозревался в получении взяток, обмане общественного доверия, хранении и употреблении наркотиков, а также создании помех ходу следствия. В конце октября 2017 года бывший министр заключил сделку с прокуратурой и был приговорен к 15 месяцам тюремного заключения и в декабре начал отбывать свой срок.

В результате судебной сделки Мисежников сознался в злоупотреблении общественным доверием и признал, что, будучи министром туризма, перевел миллион шекелей из бюджета его ведомства на проведение студенческого фестиваля в Эйлате. При этом министр потребовал от организаторов привлечь к проведению мероприятия свою подругу, которой был выплачен гонорар в размере десятков тысяч шекелей. Таким образом, речь идет об очевидном превышении полномочий и «конфликте интересов» (личных и государственных).

Дополнительным фактором, повлиявшим на позицию Израиля в рейтинге коррупции в 2017 году, стало расследование уголовного дела против министра внутренних дел Арье Дери, которого подозревают в том, что он перевел сотни тысяч шекелей из государственного бюджета в пользу некоммерческих организаций, которыми руководят его близкие родственники. Кроме того, полицейские не исключают, что Арье Дери может быть причастным к мошенничеству, связанному с уклонением от уплаты налогов при продаже квартиры брату влиятельного политического деятеля.

В феврале 2018 года следователи по данному делу объявили, что считают собранные улики достаточными для предъявления обвинения против министра внутренних дел по нескольким статьям, включая получение взяток, отмывание денег, уклонение от налогов, мошенничество и нарушение общественного доверия.

Интересно отметить, что если в итоге полиция действительно даст рекомендацию отдать Арье Дери под суд, четвертое правительство Биньямина Нетаньяху побьет все исторические рекорды по количеству обвиняемых в коррупции министров. Учитывая то, что по оценкам многих политических аналитиков ожидается, что ближайший год будет богат на политические события и манипуляции, связанные с шатким положением правящей коалиции, список коррупционных скандалов может пополниться.  Это приведет к новым расследованиям и новым обвинениям по коррупционным делам.  Подобное несомненно скажется на позиции Израиля в рейтинге уровня коррупции за 2018 год.

[i] [2] https://www.transparency.org/news/feature/corruption_perceptions_index_2017#table [3]