- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об ухудшении отношений между «Хизбаллой» и ХАМАСом

14 января в результате взрыва заминированного автомобиля в южно-ливанском городе Сидон (Сайда) был тяжело ранен высокопоставленный функционер ХАМАСа Мухаммед Хамдан (Абу-Хамза). Согласно сообщениям ливанских СМИ, во время этого взрыва в воздушном пространстве страны находились самолеты израильских ВВС. Едва ли этот факт был напрямую как-то связан с упомянутым взрывом. Не секрет, что израильские самолеты нередко проникают в воздушное пространство Ливана в рамках борьбы с попытками радикального повышения уровня ракетной вооруженности «Хизбаллы» или даже «пролетом», по пути в воздушное пространство Сирии, где израильтяне действуют против попыток закрепления иранского военного присутствия на сирийское территории. Никто не взял на себя ответственности за этот взрыв в Сидоне, однако так или иначе, в ливанских СМИ сразу же возникла версия о том, что за покушением на Мухаммеда Хамдана стояли израильтяне. Согласно обнародованному позднее принадлежащему «Хизбалле» телеканалу «Аль-Манар» утверждению, за Мухаммедом Хамданом следили агенты Моссада.

В этой связи отмечается, что всего через несколько дней после покушения на Мухаммеда Хамдана в Сидоне министр обороны Израиля Авигдор Либерман заявил, что ХАМАС не хочет атаковать Израиль с территории контролируемого им сектора Газа из опасения перед тяжелым ответным ударом со стороны ЦАХАЛа. По его словам, эта исламистская организация прилагает большие усилия для того, чтобы активизировать террористическую деятельность против израильтян в Иудее и Самарии (на Западном берегу, пользуясь арабской терминологией), однако ей не удается достичь на данном направлении особых успехов (при этом следует напомнить, что с начала года в Самарии арабскими террористами были убиты двое израильтян). Однако гораздо более существенным в контексте покушения в Сидоне было то, что, по славам министра обороны Израиля, в дополнение к террористической активности в Иудее и Самарии ХАМАС пытается открыть дополнительный фронт против Израиля с территории Ливана. После этого заявления Авигдора Либермана израильская газета «Маарив» сообщила со ссылкой на источники в западных разведслужбах, что Мухаммед Хамдан как раз и занимался в Ливане подготовкой к реализации упомянутого плана ХАМАСа.

ХАМАС действует на юге Ливана, опираясь на многочисленных палестинских беженцев, проживающих главным образом в лагерях, расположенных на окраинах Тира (Сура) и Сидона. Согласно данным переписи, проведенной ливанскими властями в июле 2017 года, численность палестинских беженцев в Ливане составляет 174422 человек. Они проживают в 12 лагерях беженцев и в 156 других населенных пунктах. При этом 35,5% от названного числа проживают в Сидоне, а 14,7 % в соседнем городе Тир (Сур) на юге Ливана. Данные ливанской правительственной переписи намного уступают последним официальным данным Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (UNRWA), согласно которым в 12 лагерях в Ливане проживаю 449957 палестинских беженцев. Более того, по данным ливанской переписи только 45% палестинских арабов Ливана проживают сейчас в лагерях беженцев. Например, палестинских беженцев Шатила, расположенном в окрестностях Бейрута, только 29,7% жителей являются палестинскими беженцами, а 57,7% составляют беженцы из Сирии. Однако, независимо от того, чем объясняется такое существенное расхождение между данными ливанского правительства и данным UNRWA, стремлением последней многократно преувеличить численность палестинских беженцев или демографическими изменениями, произошедшими в последние годы в связи с массовой миграцией из целого ряда арабских стран в Западную Европу, очевидно, что численность палестинских арабов в Южном Ливане весьма значительна и исчисляется многими десятками тысяч человек.

Согласно сообщению газеты «Маарив», еще полгода назад глава ШАБАКа Надав Аргаман сообщил министрам на заседании израильского кабинета о плане ХАМАСа превратить Южный Ливан в свой «северный фронт» против еврейского государства. В центре этого плана находится попытка сконцентрировать на своих секретных базах в Южном Ливане большое количество ракет с тем, чтобы запустить их в сторону Израиля, когда поступит соответствующий приказ от руководства ХАМАСа. Задача при этом ставилась двоякая:

  1. Минимум: в случае начала новой войны в секторе Газа, ХАМАС сможет запустить ракеты из Ливана по северным районам Израиля и тем нанести еврейскому государству дополнительный ущерб.
  2. Максимум: втянуть путем обстрела с ливанской территории Израиля в войну против него «Хизбаллу».

Согласно данным западных разведок, ХАМАС создавал свои инфраструктуры в Южном Ливане втайне от «Хизбаллы». Следует напомнить о том, что на фоне тотальной войны суннитов против шиитов на Ближнем Востоке шиитская «Хизбалла», принимающая в этой войне самое активное участие, оказывает помощь суннитскому ХАМАСу, рассматривая его в качестве своего союзника в борьбе против Израиля. И тем не менее, ХАМАС действовал за спиной «Хизбаллы» с тем, чтобы иметь возможность нанести ракетный удар по Израилю с ливанской территории так, чтобы израильтяне сочли бы виновными в нем боевиков «Хизбаллы» и нанесли бы ответный удар по ливанской территории, который вынудил бы в свою очередь «Хизбаллу» вступить в широкомасштабную войну с Израилем против своей воли.

Согласно утверждению газеты «Маарив», ссылающейся на те же источники в западных разведслужбах, «Хизбалла» сумела понять, что делает в Южном Ливане ХАМАС лишь после покушения на Мухаммеда Хамдана. Пытаясь выяснить, кто на самом деле стоит за упомянутым взрывом в Сидоне, спецслужбы «Хизбаллы» пришли к выводу, что за ними стоит Израиль. После этого им удалось понять и то, какими именно проектами занимался по поручению ХАМАСа в Южном Ливане Мухаммед Хамдан.

Как и следовало ожидать, это вызвало конфликт между «Хизбаллой» и ХАМАСом, хотя и не привело к разрыву отношений между ними. Лидеры «Хизбаллы», включая самого Хасана Насраллу, дали понять руководству ХАМАСа, что они не потерпят подобной «самодеятельности» на территории Ливана и что любые планы ХАМАСа по ведению войны против Израиля с территории Ливана должны быть в обязательном порядке согласованы с «Хизбаллой». Руководство «Хизбаллы» также проинформировало об упомянутом плане ХАМАСа иранского генерала Касема Сулеймани, командующего иранской бригадой «Аль-Кудс», осуществляющей спецоперации за пределами Ирана. Такой поворот событий поставил ХАМАС в крайне сложное положение, поскольку изоляция, в которой  он  находится в последнее время, особенно напряженность в отношениях с Египтом, побуждают эту суннитскую организацию искать сближения с шиитским Ираном для увеличения получаемой им от него финансовой помощи на приобретение вооружения.