- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Армия против исламистов в странах Арабского Магриба. Часть 1

Начиная с 60-х гг. XX века правительство короля Хасана II стало поощрять исламистов, особенно прибывающих из Саудовской Аравии, рассматривая их в качестве естественного барьера на пути распространения в Марокко  популярных в тот период идей арабского национализма, активно пропагандировавшихся лидером Египта Г.А.Насером. Несмотря на скептическое отношение к идеологии салафизма среди большей части правящей марокканской элиты, марокканское власти в тот период исходили из более широких интересов, связанных прежде всего с отношениями Марокко с Саудовская Аравия и США и были заинтересованностью в поддержке со стороны Эр-Рияда их позиции по Западной Сахаре.  Многие имамы, прибывавшие из Саудовской Аравии, благодаря санкции местных властей достаточно быстро получали разрешение на строительство мечетей и медресе, которые размещались в основном в пределах городских окраин. Именно оттуда начался рост влияния этих имамов и салафитско-джихадистских идей, прежде всего в бедной и социально ущемленной среде марокканских бидонвилей. Результат не замедлил сказаться.

В конце июля 2006 года марокканские спецслужбы ликвидировали прежде неизвестную террористическую группировку «Ансар аль-Махди» и произвели аресты 44 ее членов. В дальнейшем число арестованных увеличилось и составило 56 человек в различных, преимущественно, северных районах страны. Группа представляла собой уникальный характер. По составу членов была весьма эклектична. В ее состав наряду с наркоторговцами и нескольких жен пилотов марокканских международных авиалиний входили также представители армии.

Военное крыло этой группы возглавлял Хасан аль-Хаттаб. Это был известный приверженец салафитско-джихадистского толка в исламе, который был арестован в 2003 г. после взрывов в Касабланке. В отличие от ранее известных террористических группировок, чей состав в социальном отношении формировался главным образом из числа бедных слоев трудящегося населения, эта группа стремилась перешагнуть социальные барьеры и вербовала своих членов из различных слоев общества. Более того, тот факт, что в состав упомянутой группы входили несколько военных, чей опыт собирались использовать для организации нападений на правительственные объекты и туристические курорты, означал для марокканских спецслужб принципиально новый этап в их борьбе с радикальным исламизмом.

Салафитский джихадизм, который был официально осужден марокканскими властями после взрывов в Касабланке представлял собой весьма аморфное движение, в котором принимали участие сторонники радикальной интерпретации идей салафизма, что по их мнению допускало применение насилия. В движении не было четко организованной командной структуры. Корни этого движения уходили в деятельность сети некоторых саудовских имамов, которые переосмыслили традиционно далекие от политики идеи истинного салафизма и заменили их политической риторикой, лозунгами и практикой насилия.

Марокканские вооруженные силы не всегда выполняли  функции охраны королевской власти. В начале 1970-х годов марокканские военные оказались вовлеченными в две неудавшиеся попытки переворота против короля Хасана II отца нынешнего монарха Марокко. Однако в отличие от  ситуации 2006-2007 годов во главе тех провалившихся переворотов стояли армейские офицеры, а об исламистах и речи не было. К тому же их целью было свержение монархической власти, а не попытка изменить общество. В этой связи официальное признание марокканскими властями того факта, что среди членов группы «Ансар аль-Махди» были армейские офицеры означало, что власти  усмотрели в этом первостепенную угрозу не только самой власти но и ее характеру и указали на всю серьезность ситуации.

В различных источниках по-разному определялась принадлежность военных — членов группы «Ансар аль-Махди». Большинство источников сходились на пяти солдатах имевших опыт работы со взрывчаткой.  По другим данным солдаты работали на авиабазе в Сале (Sale). По данным западных журналистов, одному из которых удалось побеседовать с семьей арестованного Мухаммеда Халуки (Mohamed Khalouki), они не были никакими террористами, как утверждалось, а просто бандой военных, занимавшихся грабежами и разбоем  Еще меньше информации можно было почерпнуть из официальных источников, в связи с полной закрытостью темы о проникновении исламистов в ряды армии. Так же не было никакой информации о том, что в организации были офицеры, так как в этом случае это могло бы означать более глубокую степень проникновения исламистов в армию, поскольку офицеры имели возможность отдавать команды. Не было также информации о возможной причастности этих солдат к элитным частям и подразделениям, чьи специальные навыки и знания могли быть поставлены на службу исламистам.

Участие военных в группировке «Ансар аль-Махди» качественно отличало предыдущие действия марокканских спецслужб  в их борьбе с подобного рода организациями и несло новый аспект в деятельности самих этих организаций. Несмотря на то, что ранее марокканские спецслужбы уничтожали салафитско-джихадистские ячейки, последние не обладали структурой присущей традиционным террористическим организациям. Группировка «Ансар аль-Махди» в отличие от прежних имела более традиционные параметры террористических организаций, что возможно означало определенную эволюцию в террористических организациях Марокко, с учетом участия в них военных, обладавших необходимым опытом и знаниями по обучению и организации членов группировки. Местная пресса даже характеризовала эту группу как военную организацию, где ряд членов подвергались религиозной обработке и владели оперативными навыками.      Таким образом, Хасану аль-Хаттабу удалось создать организацию с определенной иерархической структурой, члены которой не только действовали по одиночке, но и могли координировать свою деятельность.          Данное обстоятельство означало принципиально новый подход в организации салафитско-джихадистских организаций в Марокко. Действительно, с учетом социального неравенства в стране и подверженности низкооплачиваемых солдат коррупции и внешнему влиянию, марокканские вооруженные силы представляли собой организацию подверженную воздействию радикальных исламистов. На рубеже 2006-2007 годов численность вооруженных сил Марокко приближалась к 196 тыс. человек, среди которых 75-100 тысяч были солдатами срочной службы и 150 тысяч резервистами. Ежегодно в Марокко 353-377 тысяч человек достигало призывного возраста. Многие из них продолжали службу в армии, где они имели постоянный доход, не очень высокий, но сравнимый с минимальной зарплатой в Марокко в 223,30 долларов США.  (в реальных ценах исследуемого периода –В.А.).

В конце 2007 г. суд над Х.аль-Хаттабом и группой «Ансар аль-Махди»  был отложен для соблюдения всех юридических формальностей и формирования стороны защиты. Несмотря на то, что некоторые детали относительно группы «Ансар аль-Махди» просочились в прессу, действия официальных властей до ареста группы дали ряд признаков, которые позволили экспертам заговорить о серьезной опасности инфильтрации исламских радикалов в армию.

Так, 31 августа 2006 г. власти Марокко официально объявили раньше срока об окончании срочной службы по призыву в вооруженных силах. Этот шаг продемонстрировал опасения властей подверженности рядового состава влиянию радикальных исламистов. Прежде молодой человек, достигший 18 лет, проходил службу в армии в течение 18 месяцев. Большинство направлялось для прохождения службы в район Западной Сахары, находящейся под административным управлением Марокко. Эти действия властей всегда считались непопулярными и вызывали протесты в обществе. Сокращение срока службы по призыву сопровождалось широкомасштабными сокращениями и перестановками в спецслужбах.

Со своего поста главы Генерального директората национальной безопасности (Direction Generale de la Surete Nationale, DGSN) был смещен генерал Хамиду Лаанигри (Hamidou Laanigri). Глава военной разведки (Direction de la Surveillance du Territoire, (DST) генерал Мухаммед Бельбашир (Mohammed Belbachir) также лишился своего поста.  Одновременно, со службы было уволено 12 офицеров территориальных подразделений спецслужб в ранге до майора. Большинство из них были замещены гражданскими служащими, лично преданными монарху. Эти отставки, по мнению экспертов, могли указывать на более широкие масштабы проникновения исламистов в армию, чем об этом стало известно после разгрома группы «Ансар аль-Махди».