- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (26 февраля – 4 марта 2018 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с ситуацией в Сирии. Боевики экстремистских группировок, действующие в районе Восточная Гута под Дамаском, не позволяли мирным жителям покидать контролируемую ими территорию по гуманитарному коридору, а также ежедневно подвергали обстрелам сирийскую столицу и ее пригороды.

С 27 февраля по поручению президента России В. Путина в Восточной Гуте была введена ежедневная гуманитарная пауза с 9:00 до 14:00, а для выхода мирных жителей открывался гуманитарный коридор. Российский Центр по примирению враждующих сторон в Сирии заявил, что гарантирует безопасность мирного населения, покидающего Восточную Гуту по гуманитарному коридору. Однако на всем протяжении минувшей недели боевики экстремистских группировок, контролирующих Восточную Гуту, срывали гуманитарные паузы, не соблюдали режим прекращения боевых действий, не позволяли покидать анклав гражданскому населению и доставлять туда гуманитарную помощь. Боевики также ежедневно обстреливали Дамаск и его пригороды, в результате чего имеются человеческие жертвы. В. Путин заявил 28 февраля, что «Россия не будет бесконечно терпеть удары боевиков из Восточной Гуты, которые наносятся даже по территории посольства и торгового представительства России». «Провокации со стороны незаконных вооруженных формирований сделали необходимой и неизбежной наземную контртеррористическую операцию в Восточной Гуте, она поддерживается с воздуха ВВС Сирии и ВКС России», — заявили в МИД РФ. В то же время Россия подтвердила готовность поддержать вывод боевиков группировки «Джебхат ан-Нусра» (запрещена в России) из Восточной Гуты.

В ходе ожесточенных боев части сирийской армии и отряды ополченцев на прошедшей неделе освободили от боевиков ряд населенных пунктов и важных участков местности в Восточной Гуте. Всего, по информации зарубежных СМИ, правительственные силы заняли примерно 25% территорий, находившихся под контролем боевиков.

Стороны конфликта в Сирии полностью проигнорировали резолюцию СБ ООН с требованием прекратить боевые действия как минимум на 30 дней для оказания гуманитарной помощи населению, в результате чего доставка помощи в Восточную Гуту невозможна. Об этом 27 февраля заявил официальный представитель генерального секретаря ООН С. Дюжаррик.

США обвиняют Россию в том, что она «не придерживается условий перемирия в Сирии, за которое проголосовал Совет Безопасности ООН, в том числе сама Россия». В ходе телефонных переговоров президенты США и Франции Д. Трамп и Э. Макрон «решили совместно работать над осуществлением резолюции 2401, чтобы обеспечить прекращение боевых действий, доставку гуманитарной помощи и эвакуацию раненых и больных». Они призвали Россию оказать максимальное давление на Дамаск для выполнения резолюции СБ ООН по Сирии. Ситуацию в Сирии Д. Трамп также обсудил с канцлером Германии А. Меркель и премьер-министром Великобритании Т. Мэй. Они призвали Россию «прекратить участие в бомбардировках Восточной Гуты и склонить режим Асада к прекращению наступательных операций». Министр иностранных дел Франции Ж.-И. Ле Дриан заявил 27 февраля по итогам переговоров в Москве с главой МИД РФ С. Лавровым, что Париж поддерживает инициативу России по гуманитарной паузе в Восточной Гуте.

Великобритания может поддержать военные действия против правительственных сил Сирии, но лишь при наличии неопровержимых доказательств применения Дамаском химического оружия, заявил 27 февраля министр иностранных дел Великобритании Б. Джонсон.

Россия будет продолжать оказывать поддержку сирийской армии в окончательном искоренении террористической угрозы. «Считаем недопустимым делить террористов на «хороших» и «плохих», тем более, когда это делается в зависимости от декларируемых экстремистами целей или источников финансирования», — заявил 28 февраля С. Лавров.

По оценке Минобороны России, самая тяжелая гуманитарная ситуация в Сирии сложилась в районах, подконтрольных коалиции во главе с США — Эт-Танфе и Ракке, «для ее решения нужны срочные меры со стороны международных организаций». Москва призывала западную коалицию предоставить гуманитарный доступ в Сирии к лагерю беженцев «Рукбан» и всей территории вокруг Эт-Танфа, а также призывала направить миссию ООН и Международного комитета Красного Креста для оценки гуманитарной ситуации в Ракке.

Представители ООН готовы и хотят побывать с оценочной миссией в Ракке, однако для этого необходимо получить разрешение правительства Сирии и проанализировать ситуацию в области безопасности, заявил 1 марта советник спецпосланника генсека ООН по Сирии Я. Эгеланн.

В курдском кантоне Африн на севере Сирии продолжается турецкая военная операция «Оливковая ветвь» против курдских формирований «Сил народной самообороны» и прибывших к ним на помощь отрядов шиитского ополчения. При этом в Анкаре считают, что Африн не входит в число регионов, упомянутых в резолюции Совбезом ООН 2401, и на него не распространяется режим прекращения боевых действий. В ходе наступления турецкие войска и отряды оппозиционной официальному Дамаску Сирийской свободной армии 3 марта взяли город Раджо, расположенный к северо-западу от города Африн, а 4 марта вошли в город Шейх-эль-Харад.

В провинции Идлиб не прекращается жесткое вооруженное противостояние между антиправительственными группировками «Джебхат Тахрир Сурия» и «Хайят Тахрир аш-Шам».

Реформы в Саудовской Аравии нужны для развития страны и борьбы с такими государствами, как Иран, заявил 28 февраля наследный принц Мухаммед бен Сальман. Кроме того, по его словам, «реформы являются частью шоковой терапии, необходимой для модернизации королевства в политическом и культурном плане». «Шоковая терапия важна для сдерживания экстремизма, она также позволила предоставить больше прав женщинам», — подчеркнул наследный принц. Ранее, 26 февраля, в Эр-Рияде было объявлено о том, что декретом короля Сальмана смещены со своих постов и отправлены на пенсию начальник Генштаба ВС КСА, командующие войск ПВО, Сухопутных войск, совместной группировкой войск в Йемене и ракетных войск стратегического назначения. Перестановки коснулись также нескольких губернаторов, их заместителей и мэров городов.

Россия 26 февраля заблокировала принятие несогласованного проекта резолюции о продлении режима санкций в отношении Йемена, содержавшего обвинения в адрес Ирана в незаконных поставках оружия шиитским мятежникам-хоуситам. Сразу после этого на голосование был вынесен российский вариант документа, который был принят единогласно. Оба текста предусматривали продление оружейного эмбарго и других санкций до 26 февраля 2019 г., а полномочий отслеживающей их выполнение группы экспертов — до 28 марта 2019 г. Великобритания, ФРГ, США и Франция осудили приписываемые Ирану поставки оружия мятежникам в Йемене, потребовав от Тегерана прекратить подобную деятельность, причастность к которой власти ИРИ категорически отрицают.

Кризис в Йемене стал крупнейшей гуманитарной катастрофой в мире, а экономика страны с 2015 г. обрушилась на 40%, заявил 27 февраля спецпосланник генсека ООН по Йемену. И. ульд Шейх Ахмед.

Глава МИД России С. Лавров заявил 3 марта, что в Москве по-прежнему исходят из того, что «положить конец затяжному внутрийеменскому конфликту с участием «арабской коалиции» возможно исключительно через диалог, обоюдный учет интересов всех политических сил Йемена». При этом, указал министр, надо быть готовыми к тому, что в одночасье восстановить национальное согласие в Йемене вряд ли удастся.

Судан и Египет договорились не обострять проблему спорных пограничных территорий Халаиб и Шалатин, заявил 26 февраля суданский министр иностранных дел И. Гандур. Главы МИД и разведок двух стран в рамках специально созданного для урегулирования проблемных вопросов механизма разработали предложения, которые будут вынесены на рассмотрение президентов. Стороны также договорились о возвращении в Каир отозванного почти два месяца назад суданского посла в течение ближайших нескольких дней.

3 марта Высший конституционный суд (ВКС) Египта поддержал соглашение о демаркации морской границы с Саудовской Аравией, в соответствии с которым два спорных острова в Красном море — Тиран и Санафир — переходят под суверенитет королевства. Решение этой судебной инстанции является окончательным и уже не подлежит пересмотру. Таким образом, все предыдущие решения египетских судебных инстанций, допускавших иную трактовку вопроса принадлежности островов, аннулируются. Характерно, что данный вердикт ВКС вынес накануне визита в Каир наследного принца КСА Мухаммеда бен Сальмана, начавшегося 4 марта.

Афганистан выступает за мирный диалог с радикальным движением «Талибан», а также готов признать его политической группой, заявил 28 февраля в Кабуле президент страны А. Гани на открытии второй международной конференции «Кабульский процесс». А. Гани также заявил о готовности афганских властей открыть официальное представительство движения в Кабуле. Кроме того, глава государства отметил, что афганское правительство будет выдавать паспорта и визы членам движения и их семьям, «начнет работу над списком освобождения заключенных талибов». А. Гани также заявил: «Мы готовы вернуться к прямым переговорам с Пакистаном, при этом оставив в прошлом имевшиеся проблемы, и начать работу с нового листа».

2 марта стало известно, что талибы отклонили мирное предложение президента Афганистана, заявив: «Наша страна оккупирована, и это ведёт к тому, что над нами будет стоять американизированное правительство».

Совет представителей (парламент) Ирака 1 марта проголосовал за решение поблагодарить дружественные страны за их поддержку в победе над ИГ и в то же время потребовать от правительства установить сроки вывода иностранных войск. Данную резолюцию инициировали депутаты шиитских партий из правящей коалиции «Государство закона», блока «Иракский национальный альянс» и «Высшего исламского совета Ирака». По американской информации, общая численность размещенных в Ираке военнослужащих ВС США составляет 5,5 тыс. человек.

Парламент Ирака принял 3 марта закон о бюджете страны на 2018 год. Согласно принятому законопроекту, курдская автономия получит только 12% от общего бюджета страны, тогда как утвержденный конституцией процент равен 17. Депутаты от Иракского Курдистана заседание парламента бойкотировали. Ранее, 26 февраля, федеральное правительство Ирака продлило на три месяца действие запрета на международные рейсы в аэропорты курдской автономии. Официальный представитель канцелярии премьер-министра Ирака С. аль-Хадиси заявил, что это «рутинная мера», а санкции будут сняты после урегулирования споров. По его словам, нерешенным остается вопрос обеспечения безопасности в воздушных гаванях, «обсуждения по которому ведутся».

3 марта Иран ввел запрет на использование доллара США при проведении импортных операций. В этой связи было заявлено, что «из-за санкций финансовый сектор страны уже давно не может использовать доллар. Учитывая, что использование доллара воспрещено для Ирана, и трейдеры реально используют альтернативные валюты в собственных сделках, больше нет никаких оснований продолжать иметь счета, которые используют доллар в качестве базовой валюты». Одной из причин для ограничения применения доллара эксперты считают продолжающееся падение иранского риала. За январь 2018 г. он упал в цене еще на 8%. Импортерам предлагают заменить доллар на евро либо на национальные валюты стран, с которыми ведется торговля.

Тегеран предложил Москве создать совместный механизм, который позволит нейтрализовать американские санкции и свести их влияние к минимуму. Об этом сообщил 3 марта посол Ирана в России М. Санаи.

Приложение

О некоторых особенностях иордано-американских отношений

Начиная с середины 1950-х гг. иордано-американские отношения за исключением отдельных краткосрочных периодов характеризуются динамичным, поступательным развитием. Вместе с тем, между двумя странами нет формального договора о сотрудничестве.

Амман в своей политике традиционно опирается на помощь Вашингтона, рассматривает США в качестве основного стратегического партнера королевства, главного гаранта обеспечения внешней безопасности Иордании, а также силы, всемерно способствующей поддержанию стабильности правящего в стране монархического режима. В Аммане подчеркивают: «Отношения между Иорданией и США — отношения стратегического партнерства во всех сферах: экономической, политической, военной, сфере безопасности». В то же время тесные и многогранные связи с Вашингтоном зачастую ассоциируются с произраильским акцентом иорданской политики, что вызывает негативное отношение со стороны внутренних оппозиционных сил, особенно исламистской ориентации.

Для США Иордания остается одним из ключевых элементов американской ближневосточной политики. Королевство относится американцами к числу наиболее близких и надежных арабских военно-политических партнеров в этом стратегически важном регионе. Всемерно укрепляя отношения с Амманом, в Вашингтоне принимают во внимание расположение королевства в центре наиболее нестабильной части Ближнего Востока между Сирией, Израилем, палестинскими территориями, Египтом, КСА и Ираком. Вашингтонская администрация успешно использует различные рычаги воздействия на иорданское руководство в целях закрепления королевства в качестве важного политического партнера США и необходимого обеспечивающего элемента американской концепции «гибкого военного присутствия» на Ближнем Востоке. США стали для Иордании одним из крупнейших финансовых доноров, главным поставщиком вооружения, предоставляют королевству разнообразные современные технологии. Большое значение для страны имеет американская экономическая помощь. Вашингтон всячески поддерживает региональный и международный политический вес Хашимитского королевства.

Между Иорданией и США установилось тесное внешнеполитическое партнерство, взаимодействуя по целому ряду региональных и международных проблем. В Аммане выступают за широкое и активное американское участие в решении проблем Ближнего Востока, в основном позитивно оценивают многие выдвигаемые Вашингтоном политические инициативы, касающиеся региона. Поддержка американских инициатив, участие в них позиционируется королевским правительством как важный фактор обеспечения социально-экономического благополучия и динамичного государственного строительства Иордании. Между двумя странами регулярно поддерживаются политические контакты, в том числе на высшем уровне. Так, король Абдалла II в 2017 г. дважды посетил Вашингтон, где встречался с президентом Д. Трампом, который заверил монарха в приверженности США обеспечению «стабильности, безопасности экономическому благополучию Иордании», назвал королевство «образцом толерантности и умеренности в регионе». Отметим, что «Абдалла II является частым гостем в Вашингтоне и поддерживает хорошие личные отношения со многими американскими сенаторами и конгрессменами».

Интенсивные американо-иорданские контакты поддерживаются по вопросам арабо-израильского урегулирования, особенно его палестинского трека, который имеет для королевства первостепенное значение, учитывая, что, палестинцы, по различным оценкам, составляют от 50 до 70% населения страны. Иордания всецело признает лидирующую роль США в арабо-израильском урегулировании, выступает за более эффективные действия Вашингтона в интересах ускорения мирного процесса, достижение реальных подвижек на пути разрешения конфликта. Иорданское руководство особо беспокоит возможная дестабилизация обстановки на палестинских территориях по причине отсутствия реального прогресса в урегулировании затянувшегося на долгие годы противостояния, что может негативно отразиться на ситуации в королевстве. В Аммане не одобрили решение Д. Трампа о переносе посольства США в Израиле из Тель-Авива и Иерусалим, назвав этот шаг «преждевременным». Абдалла II подчеркнул, что данное решение уменьшает возможности «для мира и решения палестинского вопроса на основе образования двух государств. Оно может также уменьшить шансы на успех в войне с терроризмом».

Со времени начала в 2011 г. конфликта в соседней Сирии Иордания сотрудничает с США в вопросах оказания помощи сирийской оппозиции. На территории королевства созданы лагеря подготовки боевиков «умеренных» сирийских группировок, воюющих за свержение режима президента САР Б. Асада. В этих лагерях работают иорданские, американские и британские инструкторы. С территории Иордании осуществляются поставки оружия сирийским боевикам. В Аммане разместился Центр оперативного командования, в котором военные операции, проводившиеся боевиками на юге Сирии, координировались с сотрудниками ЦРУ, саудовских и британских спецслужб. Амман также в основном поддерживает политические действия Вашингтона на сирийском направлении. В то же время иорданское руководство опасается распространения сирийского конфликта на территорию королевства, не заинтересовано в присутствии джихадистов на юге Сирии, а также не готово в полной мере участвовать в масштабных военных действиях на сирийской территории. Так, в августе 2013 г. Иордания отказала США в предоставлении своей территории для нанесения возможного военного удара по Сирии. В 2017 г. по договоренности между Россией, США и Иорданией на юге Сирии была создана и в основном действует зона деэскалации, мониторинговый центр которой находится в Аммане.

Соединенные Штаты являются основным партнером Иордании в военной и военно-технической сфере и останутся таковым на обозримую перспективу. В стоимостном исчислении американские поставки составляют примерно 60% иорданского военного импорта. В 1996 г. Вашингтон предоставил Иордании статус «союзника США вне НАТО», что позволяет королевству получать американскую военную помощь и продукцию военного назначения на льготных условиях. Кроме того, в 2015 г. американский Конгресс одобрил законопроект, по которому вашингтонская администрация может осуществлять прямые поставки вооружения и военной техники Иордании как члену международной антитеррористической коалиции во главе с США. С 2011г. ежегодно на территории королевства проводятся международные учения «Энергичный лев», главными участниками которых являются вооруженные силы Иордании и США (в 2017 г. не проводились). После начала сирийского кризиса Соединенные Штаты создали на севере Иордании четыре военные базы. На них дислоцируются истребители F-16, боевые вертолеты АН-64 «Апач», зенитные ракетные системы «Пэтриот» и подразделения спецназа.

Иордания по праву относится к числу наиболее значимых союзников США в борьбе с терроризмом. В 2014 г. королевство присоединилось к антитеррористической коалиции во главе с США. Иорданские самолеты участвовали в боевых действиях против боевиков «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) в Ираке. Иорданские спецслужбы взаимодействуют с ЦРУ США в противодействии террористам. Президент Д. Трамп подчеркнул «важный вклад» Иорданского Хашимитского королевства в борьбе с ИГ.

США оказывают Иордании серьезную экономическую помощь, являются одним из главных стран-доноров, обеспечивающих жизнеспособность иорданской экономики. «Если бы не помощь США и контролируемого ими МВФ, Иордания должна была бы объявить о своем банкротстве». Вашингтон предоставляет Амману экономическую помощь как в виде денежных трансфертов – некоторых прямо в бюджет, других – на выплаты процентов по займам, так и для программы американской помощи (USAID). В ходе визита в Амман госсекретаря США Р. Тиллерсона 14 февраля был подписан «необязывающий» меморандум, который предусматривает помощь США для Иордании в период с 2018г. по 2022г. в размере 1,275 долларов млрд ежегодно. Таким образом, ежегодный пакет увеличился на 275 млн долларов. Ранее был анонсирован трехлетний план содействия сирийским беженцам в Иордании на 2018-2020гг. с общим бюджетом 7,3 млрд долларов.

Таким образом, Иордания выступает за дальнейшее расширение и развитие стратегического партнерства США, рассматривая его в качестве одного из важнейших факторов, способствующих упрочению политического положения страны в регионе и мире, развитию национальной экономики и укреплению безопасности и обороноспособности королевства. В то же время, поддерживая тесные отношения с США, иорданское руководство стремится активно развивать разносторонние взаимовыгодные связи с другими государствами, в том числе с Россией.