- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Обзор альманаха «Турция в 2017 году» издания Фонда политических, экономических и социологических исследований (Анкара). Часть 23

Продолжаем разбор упомянутого в заголовке Альманаха, в частности, — раздела «Внешняя политика». Завершив раздел, посвященный непросто складывающимся турецко-египетским отношениям, обратимся к разделу про отношения Турецкой Республики с Российской Федерацией.

Начинают авторы Альманаха с констатации того факта, что 2017 год был весьма интенсивным, который сопровождался усилиями, направленными на ликвидацию последствий кризиса, разразившегося между сторонами в ноябре 2015 года. Расширялись области сотрудничества в сферах торговли, энергетики, туризма и оборонно-промышленного комплекса. Важнейшим практическим результатом двустороннего сотрудничества по урегулированию сирийского конфликта стало создание так называемых «зон деэскалации».

Собственно, с поисков путей мирного урегулирования в Сирии и астанинского процесса, Альманах и начинает обзор российско-турецких отношений, возвращая читателей к августу 2016 года. Напомним, что именно тогда состоялся визит президента Турции Р.Т.Эрдогана в Санкт-Петербург в сопровождении министра иностранных дел, главы Национальной разведывательной организации (MIT), а также начальника Генерального штаба страны. Результатом же стало создание тройственного механизма и начало скоординированных действий в Сирии.

Как отмечается в документе, окончательные договоренности между президентами двух стран были достигнуты в ходе телефонных переговоров 14 декабря 2016 года. Буквально спустя несколько дней о том, что переговорной площадкой по Сирии выбрана казахстанская Астана, объявил президент России В.В.Путин.

Первая встреча в Астане состоялась 23-24 января 2017 года, в ходе которой представителями сторон было решено сформировать совместную группу наблюдателей (заметим, что до сих пор про Иран, в качестве третьей стороны, не сказано ни слова – В.К.), которая будет следить за выполнением решения о режиме прекращения огня. Упомянутая группа была сформирована в ходе второй встречи, которая не заставила себя долго ждать, состоявшись уже 17 февраля.

В мае месяце состоялась четвертая встреча, где было принято решение о формировании следующих зон деэскалации: Идлиб, Хомс, пригород Дамаска – Восточная Гута, а также вдоль сирийско-иорданской границы. На встрече в сентябре месяце были обсуждены «детали» касательно зон деэскалации. Результатом этой встречи стало размещение турецких военнослужащих, с целью контроля за режимом прекращения огня, в Идлибе.

Параллельно рассмотренным выше процессам, продолжались встречи глав внешнеполитических ведомств, разведок и генеральных штабов стран-участниц. Как подчеркивает Альманах, астанский процесс протекал при обмене информацией и сотрудничестве с США и под наблюдением ООН. Представляющий интересы США посол страны в Казахстане в ходе заседаний отметил поддержку процесса со стороны ООН. Как отмечается в документе, сотрудничество между Россией и Турцией внесло серьезную лепту в мирный процесс в Сирии, а также в обеспечение безопасности южных границ Турции.

Присутствуют в документе и нотки обеспокоенности: так, Альманах пишет, что невзирая на достигнутый прогресс, стоит помнить и о существующих рисках. В качестве примера, указывается на инцидент, произошедший 9 февраля 2017 года, когда в результате атаки самолетов российских ВВС по зданию, где находились турецкие военнослужащие погибли 3 турецких военных, а ещё 11 человек были ранены. И, как заключает этот раздел Альманах: «Какие бы после этого инцидента не принесла российская сторона турецкой соболезнования и как бы не активизировался обмен военно-разведывательной информацией между сторонами, но эта ситуация нанесла урон продолжающемуся сотрудничеству в Сирии».

Следующий раздел Альманаха называется «Соглашение по системам С-400». То обстоятельство, что в/у соглашение вынесено в отдельный раздел, идущий сразу вторым номером после Астаны – вполне понятен. Даже сам факт переговоров между Россией и Турцией, не говоря уже об объявленном их положительном результате, наделал немало шума в мире и, прежде всего, на Западе – в странах НАТО. Итак, предоставляем слово турецким аналитикам.

Как они пишут, с целью ликвидации пробелов в турецкой воздушной обороне, с октября 2016 года начались переговоры по поставке в Турции систем С-400. Окончательное оформление договоренности получили в марте 2017 года, в ходе визита в Россию президента Р.Т.Эрдогана. Подписи под контрактными документами на закупку были поставлены 12 сентября 2017 года.

Проект по закупке Турцией российских С-400, как указывает Альманах, придал дополнительной динамики тренду на сближение между сторонами. Невзирая на то, что эта система не прошла обкатки в боевых условиях, военные специалисты не выражают сомнений в том, что С-400 внесет свою лепту в безопасность Турции.

Впрочем тут же Альманах делает немаловажную ремарку о том, что, хотя система С-400 и позволяет отслеживать вероятную атаку баллистической ракетой с момента пуска, отслеживать её траекторию и уничтожать за пределами атмосферы, но несовместимость системы с элементами НАТО не позволяет в полном смысле говорить об обеспечении безопасности. Используясь с другими компонентами и формируя вместе с ними последний рубеж системы противоракетной обороны, будучи использована автономно, система С-400 позволяет обеспечить защиту против самолетов (в т.ч. низколетящих) и большинства разновидностей баллистических ракет.