- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Армия против исламистов в странах Арабского Магриба. Часть 3

На выборах 1999 года алжирские военные поддержали Абдельазиза Бутефлику, который не был столь явной марионеткой в руках армии и стремился казаться независимым. Однако состоявшиеся выборы были не столь репрезентативны как прежние. Несмотря на то, что по официальным данным в выборах приняло участие 61% от имевших право голоса, по данным оппозиции 70-80% населения бойкотировали состоявшиеся выборы.          Новый президент А.Бутефлика оказался перед сложным выбором. Если он хотел провести реформы и положить конец насилию в стране, то ему необходимо было ограничить власть военных, которые собственно и привели его к власти. Одним из его шагов на этом пути стало предложение объявить амнистию части исламистских бойцов. Этот шаг расколол военных, часть из которых стояла на непримиримых позициях в отношении исламистов, в то время как другая часть поддержала данное начинание президента. Сопротивление планам А.Бутефлики было столь велико, что ему пришлось отправить в отставку 6 высокопоставленных офицеров, прежде чем запустить программу амнистии исламистов. А.Бутефлика сместил со своих постов еще 2-х высокопоставленных генералов. Одним из них был  Мухаммед Ламари(Mohamed Lamari), который сыграл решающую роль в отмене второго тура парламентских выборов 1992 года. Вторым был отправлен в отставку Лабри Бельхейр(Larbi Belkheir) – глава президентской администрации. Таким образом, А. Бутефлика давал понять, что стремиться стать более самостоятельным от армии в решении политических вопросов.

По мнению некоторых экспертов, после  А.Бутефлики следующий президент вряд ли будет военным. Старая военно-революционная гвардия к тому времени должна будет сойти с политической арены, а новый генералитет, несмотря на свои признанные обществом заслуги в борьбе против воинствующих исламистов, будет вынужден признать, что армия также допускала насилие.

Несмотря на то, что военные продолжают играть заметную роль в политической жизни страны, их влияние уже не столь сильно как это было еще 10 лет тому назад. Сегодня военные не представлены какой-либо одной партией и не имеют единого кандидата на выборах. Данное обстоятельство открывает новые возможности перед гражданскими политиками, в том числе из числа исламистов. Более того, за последние годы авторитет военных и роль армии в борьбе против исламского сопротивления претерпели серьезные изменения и не в пользу военных. Террористические атаки в г. Алжире в 2007 году, взрыв начиненного взрывчаткой грузовика в июле 2007 года, нападение на казармы береговой охраны в сентябре 2007 года, — все это напоминало гражданам о сохраняющейся угрозе терроризма и существенно снижало претензии военных на их исключительную роль в борьбе с исламским сопротивлением, а, следовательно, заставляло их постепенно отказываться от прежней привилегированной роли в обществе, под предлогом его защиты от терроризма.

В Тунисе дела обстояли по-другому. Отец туниской независимости Хабиб Бургиба был адвокатом, а не военным офицером. И обретение Тунисом независимости проходило в рамках традиций гражданского права. Освобождение Туниса от французского колониального правления в целом проходило бесконфликтно, и не потребовало столь широкого вмешательство военных и вооруженной борьбы за независимость, как это было в Алжире. Представители правящей элиты были выходцами из партии Новый Дустур, представленной в социальном отношении студенческими группами и профессиональными союзами, а не революционным офицерством, превратившимся позже в национальную армию как это было в Алжире.

Поэтому когда Х.Бургиба не нашел общего языка с исламистами, а тунисская экономика стала стремительно падать, оппозиция власти вышла не из рядов армии, а из окрепших к тому времени исламских организаций, представленных Tunisia’s Islamic Tendency Movement. Поэтому когда это движение стало набирать силу, министр внутренних дел в правительстве Бургибы Зин Аль Абедин Бен Али изобрел титул «пожизненного президента». Он изолировал Бургибу от реальной власти и одновременно равно удалил военных и исламистов от внутриэлитной борьбы за власть. В конечном итоге он стал президентом в 1987 году. В отличие от Бургибы, чье окружение составляли в основном гражданские реформаторы, а военные занимали весьма скромное положение во власти, президент Бен Али был выходцам из спецслужб. Поэтому его окружение составили не столько армейские офицеры, сколько представители спецслужб и крупного торгового капитала.

В Марокко военные также не играли заметной роли в политической жизни страны. Король Хасан II опирался на преданную ему лично элиту, представленную в основном выходцами из крупных  землевладельцев. После неудачных попыток военных переворотов 1971-1972 гг. король взял армию под свой полный контроль. После его кончины в 1999 г. эти традиции продолжил новый король Мухаммед VI. Новый король несколько изменил состав традиционной правящей элиты, введя в ее состав своих приближенных из числа технократов. Он также расширил круг лиц допущенных к управлению делами государства за счет привлечения некоторых представителей гражданских элит и ранее запрещенных оппозиционных политиков и исламских деятелей. По оценке некоторых экспертов властная опора короля состояла как бы из двух кругов. В первый наиболее близкий к монарху круг входили представители королевской канцелярии, а военные наряду с представителями исламского истеблишмента и крупным чиновничеством входили  во второй круг, весьма далекий от короля.  В тоже время отношения Мухаммеда VI с военными носили более ровный характер, чем это было при его отце. Король понимал, что для того чтобы заручиться лояльностью армии, ее надо постоянно снабжать новым вооружением. Однако в последнее время все большее влияние на армию и закупки вооружения осуществлял не столько сам король сколько наследный принц Мулай Рашид (Moulay Rachid), которого часто можно было заметить в военной форме в качестве участника военных парадов и различных церемоний. Если власти Марокко и создали условия, страхующие их от опасности новых попыток захвата власти военными, то, как показали события середины 2006 года, монархическая власть столкнулась с новой угрозой со стороны воинствующих исламистов.

Ливия переходила к независимости в несколько этапов. На первом этапе власть базировалась на основе монархии в основе, которой находился религиозный орден сенуситов во главе с Идрисом  ас-Сенуси. В 1969 г. в Ливии произошел военный переворот, который возглавил М.Каддафи под националистическими лозунгами. Однако нельзя сказать, что М.Каддафи полностью опирался на армию. В созданном им исполнительном органе Совете Революционного Командования в основном были представлены выходцы из средних слоев населения и второстепенных племен. И только небольшое количество высокопоставленных военных заняло там места. Тоже касалось и созданных им министерств. Он отдавал явное предпочтение гражданским лицам. Из 17 министерств только 2 возглавляли военные.  После создания «общества без государства» и замены министерств на Народные комитеты в 70-х гг. XX века военные утратили контроль над Министерством обороны. Эти меры М.Каддафи не смогли полностью снизить влияние военных. Наоборот, наиболее амбициозные из них видели лишь один путь к продвижению во власть через совершение военного переворота. Действительно  в условиях спада экономики в 1970-е годы произошло несколько неудачных попыток военных переворотов. Это заставило М.Каддафи заменить руководство армии и спецслужб на выходцев из его родного племени, чтобы таким образом предотвратить попытки новых переворотов.

К началу событий «арабской весны» во всех странах Арабского Магриба роль военных в политике заметно снизилась по сравнению с прежними временами. Военные в течение довольно длительного времени не предпринимали попыток взять власть вооруженным путем, а армия во многом добровольно вернулась в казармы. Однако в условиях подъема народных волнений и роста радикального исламизма, который явно рвется к власти в этих странах, спецслужбы на которые прежде привыкли опираться руководители этих стран в обеспечении внутренней безопасности, не смогли справиться с массовыми народными волнениями, и тогда армия вновь  взяла бразды правления в свои руки.