- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху фактически отверг идею независимого палестинского государства

Партия Ликуд, не говоря уже о более мелких и радикальных правых израильских партиях («Моледет» и «Тхия»), решительно отвергала идею создания независимого палестинского арабского государства к западу от Иордана. Автор репатриировался в Израиль из СССР в то время, когда премьер-министром был лидер Ликуда (а в период британского мандата – один из командиров радикальной военизированной организации ЛЕХИ) Ицхак Шамир. Ни он, ни другие политики от Ликуда в то время даже не употребляли такого термина как «палестинцы» применительно к палестинским арабам. Вместо этого говорили об «арабах Эрец-Исраэль». Уместно напомнить и о том, что добивавшаяся создания палестинского арабского государства Организация освобождения Палестины (ООП) находилась в то время в Израиле вне закона, и любые контакты с ней, а также публичная демонстрация флага ООП, являющегося ныне флагом Палестинской национальной администрации (ПНА) были запрещены и уголовно преследовались.

Следует помнить о том, что основой Ликуда, созданного в 1973 году, стала партия «Херут», наследница ревизионистского движения в сионизме, созданного еще во времена британского владычества Владимиром (Зеэвом) Жаботинским. Ее идеология включала в себя принцип «неделимой Эрец-Исраэль». Даже тот факт, что на восточном берегу Иордана, являющемся частью исторической территории Эрец-Исраэль, располагается ныне независимое арабское Иорданское Хашимитское Королевство, рассматривался в рамках этой идеологии в качестве тяжелейшей уступки со стороны еврейского национального движения.

Так продолжалась вплоть до заключения в августе 1993 года пришедшим в 1992 году к власти левым правительством Ицхака Рабина Норвежских соглашений между Израилем и ООП, приведшим к созданию ПНА, рассматривавшейся тогда в качестве переходного этапа на пути к созданию независимого палестинского арабского государства на большей части территорий Иудеи, Самарии (на Западном берегу, пользуясь арабской терминологией) и сектора Газа. Термин «неделимая Эрец-Исраэль» стал использоваться в израильских СМИ едва ли не в качестве оскорбления. Сторонники этой идеи были оттеснены на обочину политической жизни еврейского государства и, как тогда казалось, бесповоротно маргинализировались.

С тех пор прошла четверть века. Выросло целое поколение израильтян, привыкшее рассматривать план разрешения арабо-израильского конфликта на основе принципа «два государства для двух народов», предусматривающего создание независимого палестинского арабского государства в Иудее, Самарии и в секторе Газа, как нечто само собой разумеющееся. Долгое время казалось, что спор идет только о масштабах уступок со стороны Государства Израиль и что реальной альтернативы этому принципу нет.

В Ликуде идея «двух государств для двух народов» никогда не пользовалась популярностью, однако постепенной с ней, казалось, стали смиряться как с неизбежностью. Даже после того, как Ликуд во главе с Биньямином Нетаньяху вернулся к власти, отказаться от Норвежских соглашений оказалось невозможным. Тяжелейшее внешнеполитическое давление со стороны демократической американской администрации, возглавлявшейся крайне враждебным к Израилю и, особенно, к израильским правым президентом Бараком Обамой, привело к тому, что в июне 2009 года премьер- министр Биньямин Нетаньяху выступил в израильском Университете Бар-Илан с речью, в которой среди прочего был вынужден – пусть с оговорками — публично признать принцип создания независимого палестинского арабского государства как основу для решения арабо-израильского конфликта.

Термин «речь в Бар-Илане» прочно вошел в израильский политический лексикон. Биньямин Нетаньяху подвергался нападкам справа за эту речь, однако он не отказывался от сделанных в ней заявлений. Но было бы грубейшей ошибкой забывать о том, что Биньямин Нетаньяху вырос на принципах идеологии ревизионистского сионизма в том, прежнем Ликуде, который когда-то возглавлял Ицхак Шамир, а до него – Менахем Бегин. Идея создания независимого арабского государства к западу от Иордана была и осталась неприемлемой для него, но он осознавал, что выход из той ловушки, в которой Израиль оказался из-за Норвежских соглашений не прост и требует немалого времени.

Теперь, год спустя после прихода к власти в США беспрецедентно дружественной к Израилю и, особенно к израильским правым республиканской администрации президента Дональда Трампа, в Израиле открыто говорят об отказе от идеи «двух государств для двух народов». Говорят как о свершившемся факте даже высокопоставленные министры правительства Биньямина Нетаньяху. Сам он гораздо сдержаннее в своих высказываниях по данному поводу, чем его министры, однако и Биньямин Нетаньяху уже не скрывает того, что его «речь в Бар-Илане» больше не актуальна.

Об этом в частности свидетельствует проведенная Биньямином Нетаньяху в рамках его нынешнего визита в США беседа с 12 американскими журналистами в официальной гостевой резиденции Белого дома «Блейр хауз». Среди этих журналистов были в частности корреспонденты газет «Нью Йорк таймс» и «Вашингтон пост», а также представители электронных СМИ. Не секрет, что многие из влиятельных американских журналистов, специализирующихся по проблемам Ближнего Востока – евреи-сторонники Демократической партии, настроенные по отношению к израильским правым весьма и весьма критически.

Как и следовало ожидать, в ходе упомянутой встречи израильскому премьер-министру был задан вопрос о его отношении к возможности разрешения арабо-израильского конфликта на основе принципа «двух государств для двух народов». Уточняя вопрос, американские журналисты спросили Биньямина Нетаньяху, верит ли он в то, что такое решение приведет к завершению конфликта между Израилем и палестинскими арабами.

Его ответ на этот вопрос был достаточно развернутым. Вместо того, чтобы прямо сказать, что он не верит в эффективность такого решения и не поддерживает его, премьер-министр Биньямин Нетаньяху в частности сказал, что Израиль не хочет управлять палестинскими арабами, однако он обязан сохранить за собой военный контроль над Иудеей и Самарией для обеспечения собственной безопасности. При этом он особо подчеркнул, что реальная ситуация на местности показывает, что ПНА стимулирует насилие и неспособна обеспечивать безопасность Израиля.

«Палестинцы не способны справиться с этой ситуацией, — прямо заявил израильский премьер-министр, — Всю работу (по обеспечению безопасности Израиля – В.Ч.) делает никто иной, как наши силы безопасности. Можно, конечно, утверждать, что все это будет выглядеть иначе, лучше, если мы дадим им (палестинским арабам – В.Ч.) государство. Но это не работает. Реальные факты на местности показывают, что это просто не работает».

Таким образом, речь идет фактически о декларации отказа от поддержки связанной с Норвежскими соглашениями идеи «двух государств для двух народов». При этом Биньямин Нетаньяху, прекрасно понимая, что он беседует с журналистами, привыкшими рассматривать этот принцип как единственно возможный и даже единственно легитимный, не стал приводить идеологических доводов об исторических правах еврейского народа на всю Эрец-Исраэль. Он воспользовался для объяснения своей позиции чисто прагматическими доводами, игнорировать которые, по сути, стало уже невозможным.

Сомнительно, что данная беседа в Вашингтоне сразу же приведет к радикальной перемене в позициях мейнстрима американской журналистики по вопросу об арабо-израильском конфликте. Однако она будет способствовать развитию процесса ее отказа от иллюзий, созданных Норвежскими соглашениями, и ее примирения с новой политической реальностью, в которой нет места для независимого арабского государства к западу от Иордана.