- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израиль: борьба в правящей коалиции вокруг новой версии закона о (не)призыве ультрарелигиозных евреев в ЦАХАЛ

В то время как премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху совершил визит в Вашингтон, где он уже в пятый раз встретился с президентом США Дональдом Трампом, и с огромным успехом выступил на съезде произраильского лобби AIPAC, дома его ожидала немалая политическая драма. Она началась в последний день февраля, когда две ультрарелигиозные парламентские фракции – сефардская партия ШАС и ашкеназский блок «Еврейство Торы» (ЕТ) намеревались вынести на пленарное голосование в Кнессете разработанный ими проект Основного закона «О ценности изучения Торы». Что могло стать наиболее непростым, с начала каденции нынешнего 20-го Кнессета, вызовом стабильности правящей коалиции. И еще важнее, что весь набор культурно-политических противоречий вновь в этой связи вышел на поверхность, и пока остается в сфере общественного внимания.

Идеи и реакции

Основная полемика идет о сути законопроекта, который требует официально закрепить важнейшие для общины «харедим» (ультрарелигиозных евреев-ортодоксов) «понимания», возникшие на заре оформления в Израиле т.н. «светско-религиозного статус-кво». Одним из них является освобождение от службы в Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) учащихся системы ультрарелигиозных учебных заведений – йешив (училищ для молодежи), и колелей (учебных заведений  для женатых мужчин).

По сути, мы имеем дело с новым витком дискуссии о «равенстве обязанностей граждан в несении налогового и армейского бремени», которая, после довольно долгого, почти десятилетнего перерыва примерно с 2012 года вновь стала заметным элементом общественной и политической повестки дня. Триггером обострения этой темы тогда стал провал деятельности «Комиссии Плейснера», назначенной вторым правительством Биньямина Нетаньяху для разработки проекта реформы принятого в 2005 году т.н. «Закона Таля». Этот закон впервые, на уровне правовой нормы, регулировал механизм, который ранее был незакрепленной законодательно прерогативой министра обороны – освобождения ультраортодоксов от обязательного призыва в ЦАХАЛ, каковой действует в отношении всех остальных групп еврейского (светские, «традиционалисты» и религиозные сионисты) и некоторых групп нееврейского (друзы, черкесы и часть бедуинов) населения.

По существующему порядку освобождение ультраортодоксальной молодежи от службы в ЦАХАЛе официально является «отсрочкой» от обязательного призыва на все время, пока они полностью посвящают себя изучению Торы и других священных еврейских текстов и религиозно-правовых комментариев к ним, что на практике они делают до достижения ими предельного призывного возраста 32  года.  Учитывая, что все это время они официально не работают, им также полагаются выплаты по обеспечению прожиточного минимума от Института национального страхования «Битуах леуми». Так как существовать на эти весьма скромные выплаты многодетным, как правило, семьям довольно сложно, многие из студентов йешив и колелей подрабатывают «по-черному». Ибо, официально трудоустроившись и, следовательно, прекратив отдавать все свое время только учебе, те из них, кому еще не исполнилось 28 лет, по старой версии «Закона Таля» подлежат немедленному призыву в ЦАХАЛ, чего ультраортодоксы стараются избежать. Поскольку, по мнению их духовных и политических лидеров, военная служба несовместима с образом жизни этой группы населения.

Тем самым они, по мнению критиков подобного феномена, не участвуют в «справедливом распределении гражданского бремени» дважды – не только не участвуют в обороне страны (упрек, который также адресован и большинству израильских арабов), но и недостаточно участвуя в формировании доходной части бюджета. Не случайно, регулярно публикуемые опросы общественного мнения показывают одну и ту же картину: 50-60% еврейского населения Израиля полагают, что ультраортодоксы обязаны, как и все, служить в ЦАХАЛе полный срок, либо, по крайней мере, должны призываться на альтернативную или гражданскую службу. И еще 15-20% опрошенных готовы согласиться на установление квот освобождения от призыва для наиболее способных учеников религиозных учебных заведений. Соответственно, менее пятой части израильтян готовы оставить, все как есть сегодня, в то время как в самом ультрарелигиозном сообществе этого требуют более 90% опрошенных.

Основным инструментом сторонников борьбы с привилегиями «харедим» обычно были обращения в Высший суд справедливости (БАГАЦ), обладающий в Израиле статусом высшей надзорной инстанции за соответствием принимаемых Кнессетом законов и правительственных постановлений «духу» конституционных принципов израильского законодательства. БАГАЦ уже не раз выражал готовность принять аргументы тех, кто утверждал, что существующий порядок «отсрочки от призыва» обучающихся в религиозных учебных заведениях ультраортодоксального сектора нарушает принцип равенства граждан перед законом. Что, собственно, в очередной раз и случилось в феврале 2012 года, вынудив государство назначить упомянутую «Комиссию Плейснера», а затем разбираться с политическими последствиями ее деятельности и общественной полемики вокруг нее.

Потому придание, на уровне конституционной нормы, изучению Торы в религиозных школах статуса «базовой ценности еврейского государства», по замыслу инициаторов нового законопроекта, гарантирует, что ультрарелигиозная молодежь не будет призвана службу, несовместимую, по мнению духовных и политических лидеров «харедим», с образом жизни этой группы населения. И более того, при расширительном толковании, может фактически приравнять ультрарелигиозное образование к военной или альтернативной службе – с перспективой со временем требовать все причитающиеся для военнослужащих и демобилизованных солдат статусы и льготы.

Непосредственной причиной данной инициативы ЕТ и ШАС стало приближение завершения годовой отсрочки (крайний срок которой истекает в июле 2018 года), которую БАГАЦ предоставил правительству для разработки альтернативы закону о льготах «харедим» в отношении призыва в ЦАХАЛ. Данный закон был принят в начале каденции этого правительства в 2015 году, в отмену существенно более жесткого в отношении «харедим» прежнего варианта 2013 года. Но в свою очередь, был отменен судом в сентябре 2017 года, что означает, что по истечении моратория БАГАЦа, «харедим» будут призываться в ЦАХАЛ на общих основаниях. Правительственная комиссия во главе с Яривом Левином, созданная для решения этого вопроса, с участием представителей всех коалиционных фракций успеха не имела, не сумев согласовать даже базовые принципы нового варианта о порядке призыва «харедим» и отсрочки от него.

Проблему попробовал решить министр обороны Авигдор Либерман, который в феврале с. г. объявил о создании профессиональной комиссии под руководством юридического советника своего ведомства, поставив ему задачу быстро подготовить и представить Кнессету вариант, который удовлетворит большую часть израильского общества и большинство фракций политического спектра. Но для «харедим» подобная схема означала изменения правил игры, установившихся в момент формирования четвертого правительства Биньямина Нетаньяху.

В соответствии с достигнутыми тогда пониманиями, в обмен на невмешательство или поддержку ЕТ и ШАС в критически важных для главы правительства темах, последний не только был готов учесть их немалые бюджетные требования. Но и поддержать продвигаемые ультраортодоксальными фракциями законы и решения, включая замораживание проекта строительства дополнительного участка у Стены плача для молитвы представителей консервативного и прогрессивного иудаизма; отмены закона, лишавшего контролируемый ультраортодоксами Главный раввинат монополии на проведение гиюра (перехода в иудаизм).

И наконец, принятие вызвавшего мощный негативный резонанс в обществе закона об ужесточении ограничений на работу предприятий торговли, развлечений и общественного питания в субботние и праздничные дни (т.н. «Закон о супермаркетах»). И у них не было причин считать, что глава правительства не пойдет им на встречу и на этот раз – что, судя по всему, было недалеко от истины.

Небезосновательные предположения, что вариант А.Либермана даст ультрарелигиозному сектору намного меньше, чем они надеялись получить от премьер-министра, заставили лидеров ШАС и ЕТ пустить в ход «тяжелую артиллерию». Ультраортодоксы пригрозили, что не дадут правительству провести уже согласованный госбюджет на 2019 год (что предполагалось сделать до завершения зимней сессии 18 марта), пока не будет решена проблема (не)мобилизации молодежи этого сектора в ЦАХАЛ. Ибо, по мнению лидеров ЕТ, о котором стало известно благодаря попавшим в прессу записям заседания их парламентской фракции, и с которым явно были солидарны и их коллеги из ШАС, имеется серьезное опасение, что, если устраивающий их вариант закона о призыве «харедим» не пройдет сейчас, у них не останется рычагов давления добиться этого в будущем.

Развитие событий

Не исключено, что в конечном итоге премьер-министр пошел бы на то, чтобы с теми или иными поправками, закон о призыве в относительно устраивающем «харедим» варианте был проведен через Кнессет. (Во всяком случае, еще 26 февраля Биньямин Нетаньяху, принимая участие в заседании фракции ШАС, приуроченной ко Дню рождения главы этой партии, министра внутренних дел Арье Дери, на вопрос журналистов о перспективе утверждения законопроекта о призыве, ответил утвердительно). Однако буквально в тот же время выяснилось, что не только в самом правящем правоцентристском Ликуде многие не в восторге от такого развития событий, но и потенциал «гибкости» всех, кроме, понятно, «харедимных», партнеров по коалиции тоже практически исчерпан.

Против этого варианта закона, с разной степени категоричности, выступили и в центристской партии министра финансов Моше Кахлона «Кулану», и в правом религиозно-сионистском блоке «Еврейский дом» министра просвещения Нафтали Беннета. Но наиболее резкой критике и сам законопроект, и поведение ультрарелигиозных лидеров подвергли в «светской правой» партии «Наш дом – Израиль».

По словам главы этой партии, министра обороны Авигдора Либермана, НДИ (которая и находясь до мая 2016 года в оппозиции, и после присоединения к правящей коалиции резко возражала против изменения «статус-кво» пользу «харедим») готова поддержать лишь тот закон о призыве, который будет сформирован рабочей группой его министерства. «Будучи членом коалиции, мы готовы идти на различные компромиссы, но не в том, что касается безопасности государства Израиль. Поэтому любая попытка провести законопроект, противоречащий интересам безопасности, встретит резкий отпор всех членов нашей фракции».

А председатель парламентской фракции НДИ Роберт Илатов тогда же, 26 февраля потребовал от председателя парламентского большинства Давида Амсалема не выносить этот и любые другие важные законы на голосование до всестороннего их обсуждения на заседании правительства и глав коалиционных фракций. Пообещав, что в противном случае его фракция в полном составе будет голосовать против них.

Беря на себя подобные обязательства, лидеры НДИ шли на немалый риск. Ибо в случае, если закон о призыве будет внесен в Кнессет от имени правительства, голосование всей фракции «против» даст право премьер-министру уволить второго члена правительства от этой партии – министра алии и интеграции Софы Ландвер (которая, в отличие от Либермана, также является и депутатом парламента). И тем самым – спровоцировать почти гарантированный выход НДИ из коалиции, а за ним – провал закона о бюджете и почти неизбежные досрочные выборы.

В том, что у НДИ в этой ситуации практически нет альтернатив, убеждают не только настроения, доминирующие в руководстве и среди активистов этой партии, но и настроения ее потенциальных избирателей, основная масса из которых, как и сам Авигдор Либерман и половина членов ее парламентской фракции – это выходцы из бывшего СССР и постсоветских стран.

Так, репрезентативный опрос, проведенный социологическим агентством Public Opinion Research Institute(PORI) в июле 2015 года, то есть, по истечении двух месяцев после формирования четвертого правительства Биньямина Нетаньяху, показал негативное отношение многих граждан к шагам, предпринятым в рамках коалиционных соглашений Ликуда с партиями ШАС и ЕТ. В том числе – отмене принятых на волне гражданских протестов тех лет в прошлую каденцию (в том числе и по инициативе НДИ) законов, призванных остановить подрыв «светско-религиозного статус-кво». Прежде всего, отмена реформы гиюра (перехода в иудаизм, что по еврейской традиции, означает также и присоединение к еврейству как национальному коллективу, с вытекающими из этого правами и обязанностями) и поправки к Закону о всеобщей воинской или альтернативной службе, предполагавшие санкции, налагаемые на ультрарелигиозных и прочих «уклонистов». А также решение правительства о переводе раввинских судов из Министерства юстиции (которым руководят религиозные сионисты из блока «Еврейский дом») в Министерство по делам религий (то есть, под контроль ШАС).

Причем, русскоязычные израильтяне возражали против этих законодательных изменений заметно жестче, чем другие группы населения. Так, против отмены санкций в отношении граждан, уклоняющихся от службы в ЦАХАЛе, выступали более 80% русскоязычных израильтян (по сравнению с разделившими тот же подход почти 60% представителями других групп еврейского населения Израиля и менее 40% израильских арабов). А негативное отношение к идее отменить реформу процесса перехода в иудаизм и перевести раввинские суды из ведения Минюста в Министерство по делам религий высказали, соответственно, 70 и 64% «русских» израильтян, что было в полтора раза больше, чем в среднем по выборке.  Нынешнее настроение общины в отношении углубления дисбаланса в отношениях государства и религиозных институтов, как минимум, не изменилось, что во многом обеспечивает «тыл» готовности НДИ и сегодня «идти до конца».

На момент написания этих строк еще не ясно, как разрешится этот наиболее серьезный, с момента прихода к власти действующего кабинета, политический кризис. В политических кругах циркулируют разные версии, включая и опасения, что Либерман и Нетаньяху де-факто запустили процесс роспуска коалиции и проведения новых выборов в Кнессет уже в июне 2018 года, после которых Либерману, якобы, вновь обещан пост министра обороны.

Противоположная версия утверждает, что премьер-министр напротив, заинтересован в продлении работы ХХ Кнессета до официальной даты выборов в ноябре 2019 года, а в качестве условия выхода из нынешнего конфликта, даже, якобы, потребует от коалиционных партнеров обязательства не покидать коалицию до этой даты. В свою очередь, приближенные обоих политиков все эти заявления именуют «спекуляциями, лишенными каких-либо оснований».

По оценкам, вопрос решится в период между назначенным на утро 12 марта голосованием межминистерской комиссии по законодательству проекта нового закона о призыве, и 15 марта, в день завершения нынешней сессии Кнессета. Как бы то ни было, вечером в субботу 10 марта, вернувшийся накануне премьер-министр Биньямин Нетаньяху начал серию встреч с главами коалиционных фракций. Их предметом и является обсуждение компромиссного варианта законопроекта о призыве, над которым работали представители ЕТ, ШАС, министр юстиции Аелет Шакед, от блока «Еврейский дом», а также представители юридического советника правительства. И от итогов этих консультаций зависит, продолжит ли работу нынешняя коалиция, или выборы, которых в этой коалиции по-настоящему мало кто желает, опять состоятся досрочно.