- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О военно-техническом сотрудничестве Египта и КНДР

На протяжении последних двадцати лет прошлого столетия Египет в выстраивании своей оборонной политики последовательно ориентировался на Запад. Можно было бы, конечно, сказать, что Анвар Садат просто продал свою страну США и получил в обмен за мир с Израилем, и доступ к новейшему американскому оружию, и ряд гарантий, впрочем, не спасших его лично, и крупные кредиты – Египет, наряду с Израилем и Иорданией, долгое время получал в год различного оружия, боеприпасов, запасных частей на сумму около миллиарда долларов. Но не все было так просто и однозначно.  Поэтому, мы не будем акцентировать внимание на этом вопросе, а обратимся к недавним, не побоимся этого слова, коренным, насколько это слово может быть применено к египетским реалиям, изменениям в этой сфере государственного строительства. Армия, которая всегда была самой крупной и хорошо организованной силой египетского общества, именно армия спасла страну от сползания в пучину хаоса гражданской войны и анархии. Шок, от той бесцеремонности, с которой американцы предали режим Х. Мубарака, своего, если не самого верного, но вполне себе, союзника в регионе на растерзание революции «Братьев-мусульман», стал хорошей прививкой для высшей военной бюрократии, сообразившей, что лучше потерять американские кредиты, чем решится вообще всего – фабрик, заводов, сельскохозяйственных предприятий, земли, собственности, а главное – власти и вершины общественного положения.  На этом фоне можно было и не обращать внимание на всю демагогию о правах человека и прочей ерунде и сделать то, единственное, что нужно и можно было сделать – безжалостно расправится с режимом «братьев».

Понимали в Каире и то, что после произошедшего американскую зависимость от поставок оружия и военной техники надо было уменьшить. Но, смотря в чем. Если, например, взять бронетанковые войска, то, там менять особо нечего, лицензионное производство танков «М-1 Абрамс» хорошо освоено, так же как и их запасных частей. Кроме того, тех же, еще советских, Т-62 и Т-55 имеется столько, что опасаться за танковую компоненту не приходится. Примерно такая же картина имеет место быть и в артиллерии, и с поставками стрелкового оружия, патронов, гранат – все это Египет давно производит в достаточном количестве и самостоятельно. Срочные меры следовало предпринять по линии ВВС, ПВО и военно-морских сил, которые за годы правления Х.Мубарака пришли в упадок. По правде говоря, им и задач не было, не то, что сейчас, когда встал вопрос об охране шельфовых месторождений и организации экспедиционных и десантных операций.

И вот, газета New York Times со ссылкой на неназванных американских представителей сообщает о закупке Египтом оружия у КНДР. Кроме этого, Каир разрешил использовать возможности посольства Северной Кореи для маркетинга и поставок оружия и боеприпасов по всему Ближнего Востоку.

На наш взгляд, окажись эта новость соответствующей действительности, это было бы логичным продолжением, взятого египетскими властями курса на дистанцирование от США от всего, что связано с военно-техническим сотрудничеством. На ближайшее время, по крайней мере.

Чем руководствуется египетское руководство, вступая в такие отношения с режимом-изгоем?

Во-первых, очевидна ориентация Египта на сильных оппонентов США и тех, кто может не зависеть от них в вопросах военно-технического сотрудничества. Таких стран не много, и Северная Корея входит в их число, наряду с Россией и Китаем.

Египет, занимая важное геостратегическое положение и огромную территорию должен иметь возможность защищать свои границы. Воздушные и морские, прежде всего.  Именно Египет рассматривался в свое время советником президента Д.Картера по вопросам национальной безопасности, Збигневом Бжезинском как центральное звено «дуги напряженности», которая должна протянуться вдоль южных границ СССР от Ближнего Востока до Индии.  Таковым он и являлся, будучи если не источником конфликтной опасности, то, по крайней мере, цементируя на основе Кемп-Дэвидского соглашения всю ближневосточную архитектуру, выстроенную в Вашингтоне.  Главной ее целью и задачей и тут мы подходим к вопросу, почему же США решили сломать многолетнюю схему, было обеспечение безопасности Израиля путем исключения главной и основной угрозы для него – самой сильной в военном отношении арабской страны – Египта.  В то время, как это было продемонстрировано в войне 1973 года, альянс Египта с Сирией вполне мог оказаться фатальным для еврейского государства. Выбить Египет из этой связки значило гарантировать Израилю отсутствие войны на два фронта, которую он не мог себе больше позволить. Это и произошло. И до поры, до времени США платили египетским генералам за мир и безопасность Израиля.

Все изменилось с ростом мощи Ирана.  Новый враг, прямо объявивший своей целью уничтожение Израиля, враг, вышедший на границы Израиля, враг способный обрушить на Израиль не несколько, как Ирак в 1990 году, а сотни ракет – в одночасье обесценил роль Кемп-Дэвида для обеспечения безопасности Израиля.  Египет стал не нужен США. Почти не нужен.  И им решили пожертвовать в новой большой игре по переформатированию Ближнего Востока.

Но инстинкт самосохранения египетских генералов оказался несколько сильнее, чем думали в Вашингтоне. А замена ежегодной военной помощи в 1.3 млрд долларов нашлась сначала в виде саудовских и эмиратских денег, затем кредитов МВФ и, наконец, гигантские запасы газа на шельфе, так вовремя обнаруженные итальянцами сняли этот вопрос с повестки дня.  Небо Египта будут защищать российские комплексы «Антей-2500», аналог С-300, используемый в ПВО Сухопутных войск, для усиления ВВС были закуплены МиГ -35 и французские «Рафаль». На тот случай, если США не станут поставлять запасные части для египетских F-16 и F – 4 «Фантом-2».

Потрясение от того как легко США отказываются от вчерашних союзников не осталось незамеченным в египетском обществе. 82% опрошенных Институтом Гэллапа египтян, высказались против получения дальнейшей финансовой помощи от США.

Что же касается укрепления суверенитета Египта, то самым простым и эффективным способом его на данном отрезке, власти видят в диверсификации военных поставок и в уменьшении зависимости от США. В определенном смысле, ставка делается на укрепление местных возможностей, рост местного производства. Что касается внешнего сотрудничества, то у Египта нет никаких оснований не сотрудничать с развитым ВПК Северной Кореи, чьи ракетные технологии могут оказаться весьма привлекательными для Каира.  Многие соседи Египта располагают развитыми военно-воздушными силами и ракетами различных классов, так что усиление ракетных войск АРЕ, произойди оно за счет поставок северокорейских ракет, выгладит вполне оправданным.  Недавно, АНДР приобрел у РФ современный ракетный комплекс «Искандер», так что, за примерами далеко ходить не надо.

Всего, с Северной Кореей подписано 20 соглашений о сотрудничестве в различных экономических, производственных и научных сферах.  Египет может поставить Пхеньяну продовольствие, хлопок, медикаменты, нефть и, в перспективе, сжиженный газ.

Само собой разумеется, египетско-севернокорейское военно-техническое сотрудничество вызовет неудовольствие в Вашингтоне и не останется без внимания в Израиле.